Jump to content

KVentz
 Share

Филёвская линия (прежнее название до 1985 года: Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена.

Оглавление

История и статистика

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Поезда начали курсировать от станции «Сокольники» в двух направлениях: до станции «Парк культуры» и до станции «Смоленская» (по ответвлению за станцией «Охотный Ряд»). На первом участке будущей Филёвской линии действовали 3 станции: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».

В 1937 году был открыт перегон «Смоленская» — «Киевская», уникальность которого заключалась в том, что поезда метро выходили на поверхность, преодолевая Москву-реку по первому в стране метромосту. А всего через год участок от «Киевской» до «Александровского сада» был продолжен в сторону Курского вокзала. Были построены станции «Площадь Революции» и «Курская». Вместе с тем, прекратилось вилочное движение на Сокольнической линии и образовалась самостоятельная Арбатско-Покровская линия.

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе отдельной линии, получившей название Арбатско-Филёвская.

Данная линия более других ощутила на себе курс Хрущёва на удешевление строительства. Новые участки за станцией «Киевская» было решено строить открытыми, а станции — наземными.

И лишь дойдя до станции «Молодёжная», которая была открыта в 1965 году, линия вновь ушла под землю.

Интервал до открытия следующей станции составил более 24 лет, в 1989 году Филёвская линия пришла на станцию «Крылатское». А в 2005 году на линию вернулось вилочное движение поездов. Причиной тому стало строительство ответвления за станцией «Киевская» в сторону Московского международного делового центра (ММДЦ). Сегодня на новом направлении работают 2 станции: «Деловой центр» и «Москва-Сити».

2008 год ознаменовался приходом метрополитена в район Строгино, для чего были продлены тоннели за станцией «Крылатское». Однако недостаточная провозная способность линии, а также большие интервалы (из-за невозможности оборота поездов за станцией «Александровский сад» и наличия вилочного движения) вынудили обрезать Филёвскую линию на станции «Кунцевская», а участок до станции «Крылатское» и далее до станции «Строгино» был передан в состав Арбатско-Покровской линии. Работы по переключению движения между линиями заняли 5 дней.

Реконструкция наземного участка линии

За 60 лет непрерывной эксплуатации из-за погодных условий и вибраций, конструкции станций наземного участка Филёвской линии были серьёзно изношены. С 2016 года началась масштабная реконструкция наземного участка, в процессе которой было запланировано полностью перестроить платформы, заменив асфальтовое покрытие на гранитное, заменить кровлю, отремонтировать, а на отдельных станциях полностью перестроить и расширить вестибюли, установить лифты и инфракрасные обогреватели на платформе, а также обновить инженерные системы. Во избежание полного закрытия линии было принято решение закрывать на реконструкцию по одной боковой платформе или половине островной платформы на каждой станции, таким образом, уменьшив неудобства для пассажиров.

  • С 29 октября 2016 года до 30 июня 2017 года были закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» по направлению из центра.
  • 4 марта 2017 года — была закрыта половина островной платформы на станции «Пионерская» по направлению из центра.
  • 1 июля 2017 года — закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» уже по направлению в центр, а также половины островных платформ на станциях «Багратионовская» и «Филёвский парк» по направлению в центр и из центра, соответственно.
  • 1 октября 2017 года — закончилась реконструкция платформ на станциях «Студенческая» и «Фили». Также на станциях «Багратионовская», «Филёвский парк» на четверть длины и на станции «Пионерская» на половину длины были закрыты работающие половины платформ. Данные меры увязаны с полной перестройкой наземных вестибюлей, требующей перестройки прилегающих участков островных платформ на полную ширину.
  • 5 октября 2017 года — закрыта половина островной платформы станции «Кунцевская», обслуживающая Арбатско-Покровскую линию.
  • 18 октября 2017 года — началась реконструкция платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр.
  • 17 декабря 2017 года — завершена реконструкция западной половины платформы и западного вестибюля на станции «Пионерская», в связи с чем возобновилась посадка пассажиров в поезда, следующие из центра. Спустя несколько дней на реконструкцию закрылись восточная половина платформы по направлению в центр (по направлению из центра реконструкция продолжается с марта) и восточный вестибюль станции. Тогда же на станции «Филёвский парк» увеличилась длина закрытого участка на работающей половины платформы по направлению в центр с четверти до половины её длины.
  • 21 февраля 2018 года — на станции «Багратионовская» открылась часть платформы по направлению в центр (кроме 4-го вагона) после реконструкции её центрального участка под путепроводом улицы Барклая. Одновременно закрылась половина платформы по направлению из центра для реконструкции аналогичного участка под путепроводом.
  • 9 апреля 2018 года — открыта после реконструкции часть платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр (кроме 1-го вагона). Одновременно с этим на станции закрыты на реконструкцию платформа по направлению из центра и северный вестибюль.
  • 28 апреля 2018 года — восстановлена посадка на поезда по направлению из центра на станции «Багратионовская» (кроме 1-го вагона). На станции «Кунцевская» закрыт участок платформы у 1-го вагона по направлению из центра.
  • 18 июня 2018 года открылись восточные половина платформы и вестибюль станции «Филёвский парк», возобновлена посадка на поезда, следующие из центра. Одновременно закрыты на реконструкцию западные половина платформы и вестибюль.
  • 2 июля 2018 года открыта восточная половина платформы станции «Пионерская», платформа полностью реконструирована. Открыта западная четверть платформы станции «Багратионовская» (1-й вагон из центра, 4-й вагон в центр) с одновременным закрытием восточной четверти (4-й вагон из центра, 1-й вагон в центр).
  • 14 июля 2018 года закрылся на реконструкцию восточный вестибюль «Багратионовской», прилегающий участок платформы был закрыт двумя неделями ранее. А уже 16 июля открылся после реконструкции западный вестибюль.
  • 30 июля 2018 года открыты западная половина платформы и западный переходной мостик станции «Кунцевская» с одновременным закрытием восточной части. Высадка и посадка для поездов Филёвской линии осуществляется в 1-й и 2-й вагоны из центра, высадка и посадка на поезда Арбатско-Покровской линии из центра по прежнему отсутствует.
  • 19 ноября 2018 года открыта западная половина платформы станции «Филёвский парк». Платформа полностью реконструирована.
  • 30 декабря 2018 года была временно открыта восточная половина платформы станции «Багратионовская». Платформа полностью реконструирована, однако не была закончена отделка стен восточного вестибюля. Для завершения отделочных работ в конце апреля 2019 года на одну неделю она была повторно закрыта.
  • 18 марта 2019 года после реконструкции полностью открыта платформа станции «Кунцевская». Возобновлена остановка поездов, следующих по Арбатско-Покровской линии в направлении из центра.
  • 1 и 3 июня 2019 года открылись после реконструкции западный и восточный вестибюли станции «Кунцевская».
  • 1 и 8 июля 2019 года открылись после реконструкции восточный вестибюль станции «Багратионовская» и западный вестибюль станции «Филёвский парк», соответственно. Таким образом, завершилась реконструкция основных пассажирских объектов. Продолжается строительство шумозащитных экранов, замена путевой инфраструктуры, а также коммуникаций.

Хронология открытия участков и станций

Дата открытия Участок Эксплуатационная длина, км Количество станций
15 мая 1935 «Александровский сад»«Смоленская» 1,7 + ССВ 0,9 3
20 марта 1937 «Смоленская» — «Киевская» 1,4 1
7 ноября 1958 «Киевская» — «Кутузовская» 2,3 2
7 ноября 1959 «Кутузовская» — «Фили» 1,7 1
13 октября 1961 «Фили» — «Пионерская» 3,5 3
5 июля 1965 «Пионерская» — «Молодёжная» 3,8 1
31 августа 1965 «Кунцевская» (на действующем перегоне) 1
31 декабря 1989 «Молодёжная»«Крылатское» 1,9 1
10 сентября 2005 «Киевская» — «Деловой центр» 2,2 1
30 августа 2006 «Деловой центр» — «Москва-Сити» 0,5 1
Итого: 14,882 13

Электродепо

Электродепо Период
ТЧ-3 «Измайлово» 1958—1962
ТЧ-9 «Фили» 1962 — настоящее время

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Количество Период
4 1958—1974
6 1973—2009, 2011 — настоящее время
4 («Русич») 2005 — ноябрь 2018

Тип подвижного состава

Тип Период
А, Б 1935—1953
В 1958—1966
Д 1961—1992
Е 1986—2007
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 1986—2009
81-740А/741А «Русич» 2005—2006
81-740.1/741.1 «Русич» 2005 — ноябрь 2018
81-717/714 2011 — 29 июня 2018
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» 2 июля 2018 — настоящее время

Все вагоны «Русич» и «Москва» были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Техническая информация

В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».

До реконструкции систем сигнализации в 2005 году на подземном участке линии действовал внепоездной контроль скорости.

Системы АЛС-АРС на линии нет.

На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:

Канал радиосвязи — первый (с 22 апреля 2012 года).

Фотогалерея станций линии

Ссылки


Связанные страницы: Московский метрополитен


Темы


Дата открытия первого участка
15 мая 1935 года
Эксплуатационная длина линии
14,882 км
Открытые участки
2
«Кунцевская»«Киевская»
«Киевская»«Смоленская»
Количество станций
13
Время поездки по всей линии
24 мин. — до «Кунцевской»
14 мин. — до «Москвы-Сити»
Скорость сообщения
30 км/ч
Тип подвижного состава
81-765.2/766.2/767.2 «Москва»
Количество вагонов в поезде
6
Электродепо
ТЧ-9 «Фили»

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Забор между Пионерской и Кунцевской состоит из чередующихся прозрачных и непрозрачных секций.

 

Хорошо-бы эту практику распространить на шумозащитные экраны вдоль МЦК и МЦД.

Link to comment
Share on other sites

На Кунцевской кусок стены из толстого стекла - часть конструктива платформы. А на Пионерской - тоненькое заграждение из поликарбоната.

Забор между Пионерской и Кунцевской состоит из чередующихся прозрачных и непрозрачных секций. Рядом со станцией могли бы сделать целиком прозрачный.

Edited by AlexSM
Link to comment
Share on other sites

На Кунцевской 10 лет как прозрачная стена от платформы прямо на улицу.

Заметьте, одна стена. Не две.

Никакие вандалы не разломали и не влезли.

Link to comment
Share on other sites

AlexSM

тот, что перекрывает тротуар — да, временный.

Постоянный забор состоит из стандартных горизонтальных непрозрачных панелей, как и на остальных участках, от Студенческой.

 

[А прозрачный это не забор,а защита от ветра и осадков типа снега и дождя.Если бы могли

Могли сделать прозрачный забор позади прозрачной защиты от ветра и осадков?

Вот это не нужно,ибо вандалы тогда все сломают и будут лазать на территорию метрополитена.
Link to comment
Share on other sites

AlexSM

тот, что перекрывает тротуар — да, временный.

Постоянный забор состоит из стандартных горизонтальных непрозрачных панелей, как и на остальных участках, от Студенческой.

 

[А прозрачный это не забор,а защита от ветра и осадков типа снега и дождя.Если бы могли

Могли сделать прозрачный забор позади прозрачной защиты от ветра и осадков?

Link to comment
Share on other sites

А мне показалось, что внешний забор - временный, на период строительных работ. Во всяком случае, тот, что вдоль м.Филевской между Пионерской и Кунцевской. Тем более, что он перекрывает бывший там тротуар.

Link to comment
Share on other sites

serger

Гм. Мне казалось, что вдоль платформы кабельный коллектор делают бетонным, подземным.

Ну что ж. Остаётся вопрос. Зачем ставить рядом сразу 2, прозрачный и непрозрачный забор.

 

и всё это делают по утверждённому проекту.

В этом даже не сомневаюсь :[

Вдоль платформы это не подземный кабельный коллектор а водотводная канава.А прозрачный это не забор,а защита от ветра и осадков типа снега и дождя.Если бы могли то убрали бы кабели под платформу но видимо это невозможно. Edited by serger
Link to comment
Share on other sites

serger

Гм. Мне казалось, что вдоль платформы кабельный коллектор делают бетонным, подземным.

Ну что ж. Остаётся вопрос. Зачем ставить рядом сразу 2, прозрачный и непрозрачный забор.

 

и всё это делают по утверждённому проекту.

В этом даже не сомневаюсь :[

Link to comment
Share on other sites

Не могу не отметить гениальное решение проектировщиков.

Прозрачную стену напротив платформы Пионерской снаружи дополнительно закрывают трехметровым непрозрачным забором. Между ними своеобразная полоса, где можно например пускать собак или хотя бы просто оборудовать контрольно-следовую полосу.

Предлагаю считать это памятником к юбилею крушения Берлинской стены. Чтобы помнили.

Не внимательно смотрели меду прозрачной стеной,и не прозрачным забором смонтированы стойки с держателями для кабелей,кабели проложат чуть позже,и всё это делают по утверждённому проекту.
Link to comment
Share on other sites

Не могу не отметить гениальное решение проектировщиков.

Прозрачную стену напротив платформы Пионерской снаружи дополнительно закрывают трехметровым непрозрачным забором. Между ними своеобразная полоса, где можно например пускать собак или хотя бы просто оборудовать контрольно-следовую полосу.

Предлагаю считать это памятником к юбилею крушения Берлинской стены. Чтобы помнили.

Link to comment
Share on other sites

Ну, что? Реконструкция филёвской линии закончена или ещё ведутся какие-то работы?

Ведутся. Заборостроительные вдоль путей. Только, видимо, финансирование после пуска станций резко сократили. Наблюдаются полтора метростроевца.

Между Пионерской и Кунцевской забор слегка прирос за последнее время, с южной стороны (где зеленка)

Link to comment
Share on other sites

Ну, что? Реконструкция филёвской линии закончена или ещё ведутся какие-то работы?

Ведутся. Заборостроительные вдоль путей. Только, видимо, финансирование после пуска станций резко сократили. Наблюдаются полтора метростроевца.

Edited by Loader
Link to comment
Share on other sites

Сперва там ходили Д, и они были новыми. Е туда действительно отправляли старенькие, но это единственный эпизод, странно исходя из него развивать целую теорию. Если бы не создали Русич, туда могли бы направить новые номерные, либо Яузу. А могли бы и не направить. В любом случае, не вижу никакой информационной ценности в этой фантазии.

При открытии Филёвской линии там ходили вагоны В-2 и В-4, которые попали в Москву из ...Берлина не новыми.

А очень поездившими даже по ГЗЛ.

Ну и из Берлина их вывезли тоже не с завода.

Link to comment
Share on other sites

Сколько помню Филёвскую линию, там раньше по всей видимости никогда не было новых составов, туда попадали в основном старые отработанные метровагоны с других линий, в основном метровагоны свою техническую жизнь кончали исключительно на Филёвской линии.
Бред. Сперва там ходили Д, и они были новыми. Е туда действительно отправляли старенькие, но это единственный эпизод, странно исходя из него развивать целую теорию. Если бы не создали Русич, туда могли бы направить новые номерные, либо Яузу. А могли бы и не направить. В любом случае, не вижу никакой информационной ценности в этой фантазии.

 

 

Я был уверен, что номерные непригодны для постоянной эксплуатации на открытых линиях.
Не более чем Е, от которых они довольно мало отличаются.
Link to comment
Share on other sites

Ну, что? Реконструкция филёвской линии закончена или ещё ведутся какие-то работы?

Link to comment
Share on other sites

2012: Стали поступать бы номерные вагоны 81-717/714 первого поколения.

Я был уверен, что номерные непригодны для постоянной эксплуатации на открытых линиях.

Именно поэтому в течение десятилений, пока номерные были основным новым типом, на ФЛ, АПЛ и ТКЛ оставались Еж.

А когда построили Бутовскую — пришлось форсировать создание Русичей.

Link to comment
Share on other sites

Сколько помню Филёвскую линию, там раньше по всей видимости никогда не было новых составов, туда попадали в основном старые отработанные метровагоны с других линий, в основном метровагоны свою техническую жизнь кончали исключительно на Филёвской линии. Если бы в 2000-х годах не создали «Русич», а в 2010-х — «Москву», то на линию продолжали бы поступать старые вагоны. Рискну предположить, что было бы, если конструкторы не создали бы Русич с Москвой:

 

2010: На Филёвскую линию поступали бы модернизированные вагоны Еж3 и Ем508Т.

2012: Стали поступать бы номерные вагоны 81-717/714 первого поколения.

2016: Стали поступать бы вагоны 81-717.5/714.5.

2019: Стали поступать бы вагоны 81-717.5М/714.5М первого поколения.

Link to comment
Share on other sites

Исторические перипетии интересные получаются. После попадания бомбы было принято решение построить параллельные глубокие станции, чтобы они были лучше защищены. А в кончилось всё вообще наземной линией.

Так бомба попадала ещё в до-ядерную эпоху.

Потом стало ясно, что глубокую линию до Кунцево, которая бы уверенно выдерживала последствия ЯВ, в обозримой перспективе не построят. А так небольшие бомбоубежища на каждой станции должны быть :-)

Edited by Kirill Limping
Link to comment
Share on other sites

Реально ли разглядеть это место из окна вагона?

Нет. Это в перекрытии тоннеля.

Link to comment
Share on other sites

Давно интересовался местом попадания бомбы на перегоне "Арбатская" - "Смоленская" в 1941 году. Руссос туда пока не дошёл (но он уже на подходе ;) ). Вот одна фотка с этого места. А вторая в качестве бонуса.

 

http://s61.radikal.ru/i172/0903/04/0450e03e99f2t.jpg

http://s42.radikal.ru/i097/0903/45/05b85944ad2ft.jpg

А точную пикетную отметку указать можете? Реально ли разглядеть это место из окна вагона?

Link to comment
Share on other sites

Шум связан с трением гребней колёс о головку рельса в кривой

А рабочий контррельс там ещё остался не в курсе?

Когда поезд съезжает с моста, то он оказывается в кривой, но она проходит в коробе, построенном в 70-80 годах, и только потом попадает в тунель, где характер звука резко меняется.

Скорее всего, именно это наш товарищ и почувствовал.

Link to comment
Share on other sites

Когда поезд съезжает с моста, то он оказывается в кривой, но она проходит в коробе, построенном в 70-80 годах, и только потом попадает в тунель, где характер звука резко меняется.

Радиус кривой уменьшается примерно через 100 метров после моста.

А в том месте, где более поздний короб переходит в первоначальный тоннель, кривизна снижается.

Edited by Kirill Limping
Link to comment
Share on other sites

Iona

А, действительно, мы про два разных вопроса.

Link to comment
Share on other sites

E.A.

Вопрос был про некий Киевский тоннель. Что это может означать - знает только сам автор. Я предположил, что это тоннель с той или иной стороны от Киевской - там в обоих случаях гребни трутся о рельс.

Link to comment
Share on other sites

Когда поезд съезжает с моста, то он оказывается в кривой, но она проходит в коробе, построенном в 70-80 годах

Мост на перегоне "Смоленская" - "Киевская", а вопрос был про тоннели на перегоне "Кутузовская" - "Фили".

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...