Jump to content

KVentz
 Share

Филёвская линия (прежнее название до 1985 года: Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена.

Оглавление

История и статистика

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Поезда начали курсировать от станции «Сокольники» в двух направлениях: до станции «Парк культуры» и до станции «Смоленская» (по ответвлению за станцией «Охотный Ряд»). На первом участке будущей Филёвской линии действовали 3 станции: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».

В 1937 году был открыт перегон «Смоленская» — «Киевская», уникальность которого заключалась в том, что поезда метро выходили на поверхность, преодолевая Москву-реку по первому в стране метромосту. А всего через год участок от «Киевской» до «Александровского сада» был продолжен в сторону Курского вокзала. Были построены станции «Площадь Революции» и «Курская». Вместе с тем, прекратилось вилочное движение на Сокольнической линии и образовалась самостоятельная Арбатско-Покровская линия.

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе отдельной линии, получившей название Арбатско-Филёвская.

Данная линия более других ощутила на себе курс Хрущёва на удешевление строительства. Новые участки за станцией «Киевская» было решено строить открытыми, а станции — наземными.

И лишь дойдя до станции «Молодёжная», которая была открыта в 1965 году, линия вновь ушла под землю.

Интервал до открытия следующей станции составил более 24 лет, в 1989 году Филёвская линия пришла на станцию «Крылатское». А в 2005 году на линию вернулось вилочное движение поездов. Причиной тому стало строительство ответвления за станцией «Киевская» в сторону Московского международного делового центра (ММДЦ). Сегодня на новом направлении работают 2 станции: «Деловой центр» и «Москва-Сити».

2008 год ознаменовался приходом метрополитена в район Строгино, для чего были продлены тоннели за станцией «Крылатское». Однако недостаточная провозная способность линии, а также большие интервалы (из-за невозможности оборота поездов за станцией «Александровский сад» и наличия вилочного движения) вынудили обрезать Филёвскую линию на станции «Кунцевская», а участок до станции «Крылатское» и далее до станции «Строгино» был передан в состав Арбатско-Покровской линии. Работы по переключению движения между линиями заняли 5 дней.

Реконструкция наземного участка линии

За 60 лет непрерывной эксплуатации из-за погодных условий и вибраций, конструкции станций наземного участка Филёвской линии были серьёзно изношены. С 2016 года началась масштабная реконструкция наземного участка, в процессе которой было запланировано полностью перестроить платформы, заменив асфальтовое покрытие на гранитное, заменить кровлю, отремонтировать, а на отдельных станциях полностью перестроить и расширить вестибюли, установить лифты и инфракрасные обогреватели на платформе, а также обновить инженерные системы. Во избежание полного закрытия линии было принято решение закрывать на реконструкцию по одной боковой платформе или половине островной платформы на каждой станции, таким образом, уменьшив неудобства для пассажиров.

  • С 29 октября 2016 года до 30 июня 2017 года были закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» по направлению из центра.
  • 4 марта 2017 года — была закрыта половина островной платформы на станции «Пионерская» по направлению из центра.
  • 1 июля 2017 года — закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» уже по направлению в центр, а также половины островных платформ на станциях «Багратионовская» и «Филёвский парк» по направлению в центр и из центра, соответственно.
  • 1 октября 2017 года — закончилась реконструкция платформ на станциях «Студенческая» и «Фили». Также на станциях «Багратионовская», «Филёвский парк» на четверть длины и на станции «Пионерская» на половину длины были закрыты работающие половины платформ. Данные меры увязаны с полной перестройкой наземных вестибюлей, требующей перестройки прилегающих участков островных платформ на полную ширину.
  • 5 октября 2017 года — закрыта половина островной платформы станции «Кунцевская», обслуживающая Арбатско-Покровскую линию.
  • 18 октября 2017 года — началась реконструкция платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр.
  • 17 декабря 2017 года — завершена реконструкция западной половины платформы и западного вестибюля на станции «Пионерская», в связи с чем возобновилась посадка пассажиров в поезда, следующие из центра. Спустя несколько дней на реконструкцию закрылись восточная половина платформы по направлению в центр (по направлению из центра реконструкция продолжается с марта) и восточный вестибюль станции. Тогда же на станции «Филёвский парк» увеличилась длина закрытого участка на работающей половины платформы по направлению в центр с четверти до половины её длины.
  • 21 февраля 2018 года — на станции «Багратионовская» открылась часть платформы по направлению в центр (кроме 4-го вагона) после реконструкции её центрального участка под путепроводом улицы Барклая. Одновременно закрылась половина платформы по направлению из центра для реконструкции аналогичного участка под путепроводом.
  • 9 апреля 2018 года — открыта после реконструкции часть платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр (кроме 1-го вагона). Одновременно с этим на станции закрыты на реконструкцию платформа по направлению из центра и северный вестибюль.
  • 28 апреля 2018 года — восстановлена посадка на поезда по направлению из центра на станции «Багратионовская» (кроме 1-го вагона). На станции «Кунцевская» закрыт участок платформы у 1-го вагона по направлению из центра.
  • 18 июня 2018 года открылись восточные половина платформы и вестибюль станции «Филёвский парк», возобновлена посадка на поезда, следующие из центра. Одновременно закрыты на реконструкцию западные половина платформы и вестибюль.
  • 2 июля 2018 года открыта восточная половина платформы станции «Пионерская», платформа полностью реконструирована. Открыта западная четверть платформы станции «Багратионовская» (1-й вагон из центра, 4-й вагон в центр) с одновременным закрытием восточной четверти (4-й вагон из центра, 1-й вагон в центр).
  • 14 июля 2018 года закрылся на реконструкцию восточный вестибюль «Багратионовской», прилегающий участок платформы был закрыт двумя неделями ранее. А уже 16 июля открылся после реконструкции западный вестибюль.
  • 30 июля 2018 года открыты западная половина платформы и западный переходной мостик станции «Кунцевская» с одновременным закрытием восточной части. Высадка и посадка для поездов Филёвской линии осуществляется в 1-й и 2-й вагоны из центра, высадка и посадка на поезда Арбатско-Покровской линии из центра по прежнему отсутствует.
  • 19 ноября 2018 года открыта западная половина платформы станции «Филёвский парк». Платформа полностью реконструирована.
  • 30 декабря 2018 года была временно открыта восточная половина платформы станции «Багратионовская». Платформа полностью реконструирована, однако не была закончена отделка стен восточного вестибюля. Для завершения отделочных работ в конце апреля 2019 года на одну неделю она была повторно закрыта.
  • 18 марта 2019 года после реконструкции полностью открыта платформа станции «Кунцевская». Возобновлена остановка поездов, следующих по Арбатско-Покровской линии в направлении из центра.
  • 1 и 3 июня 2019 года открылись после реконструкции западный и восточный вестибюли станции «Кунцевская».
  • 1 и 8 июля 2019 года открылись после реконструкции восточный вестибюль станции «Багратионовская» и западный вестибюль станции «Филёвский парк», соответственно. Таким образом, завершилась реконструкция основных пассажирских объектов. Продолжается строительство шумозащитных экранов, замена путевой инфраструктуры, а также коммуникаций.

Хронология открытия участков и станций

Дата открытия Участок Эксплуатационная длина, км Количество станций
15 мая 1935 «Александровский сад»«Смоленская» 1,7 + ССВ 0,9 3
20 марта 1937 «Смоленская» — «Киевская» 1,4 1
7 ноября 1958 «Киевская» — «Кутузовская» 2,3 2
7 ноября 1959 «Кутузовская» — «Фили» 1,7 1
13 октября 1961 «Фили» — «Пионерская» 3,5 3
5 июля 1965 «Пионерская» — «Молодёжная» 3,8 1
31 августа 1965 «Кунцевская» (на действующем перегоне) 1
31 декабря 1989 «Молодёжная»«Крылатское» 1,9 1
10 сентября 2005 «Киевская» — «Деловой центр» 2,2 1
30 августа 2006 «Деловой центр» — «Москва-Сити» 0,5 1
Итого: 14,882 13

Электродепо

Электродепо Период
ТЧ-3 «Измайлово» 1958—1962
ТЧ-9 «Фили» 1962 — настоящее время

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Количество Период
4 1958—1974
6 1973—2009, 2011 — настоящее время
4 («Русич») 2005 — ноябрь 2018

Тип подвижного состава

Тип Период
А, Б 1935—1953
В 1958—1966
Д 1961—1992
Е 1986—2007
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 1986—2009
81-740А/741А «Русич» 2005—2006
81-740.1/741.1 «Русич» 2005 — ноябрь 2018
81-717/714 2011 — 29 июня 2018
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» 2 июля 2018 — настоящее время

Все вагоны «Русич» и «Москва» были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Техническая информация

В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».

До реконструкции систем сигнализации в 2005 году на подземном участке линии действовал внепоездной контроль скорости.

Системы АЛС-АРС на линии нет.

На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:

Канал радиосвязи — первый (с 22 апреля 2012 года).

Фотогалерея станций линии

Ссылки


Связанные страницы: Московский метрополитен


Темы


Дата открытия первого участка
15 мая 1935 года
Эксплуатационная длина линии
14,882 км
Открытые участки
2
«Кунцевская»«Киевская»
«Киевская»«Смоленская»
Количество станций
13
Время поездки по всей линии
24 мин. — до «Кунцевской»
14 мин. — до «Москвы-Сити»
Скорость сообщения
30 км/ч
Тип подвижного состава
81-765.2/766.2/767.2 «Москва»
Количество вагонов в поезде
6
Электродепо
ТЧ-9 «Фили»

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Новогодний - это временное явление.

Нужно возвращать прежнее время хода по линии. Провёл сопоставление времён хода по перегонам с расписанием 90-начала нулевых: по некоторым затянули аж на 20 сек! Даже 2 перегона в составе АПЛ медленнее, чем когда они были в составе ФЛ! И это, когда на ФЛ потребное время на стоянки сократилось в виду снижения нагрузки, а ездящие ныне составы явно с лучшими динамическими харакетристиками, нежели вагоны Е!

Edited by Андрей С
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

Новогодний - это временное явление.

Link to comment
Share on other sites

С.СОБЯНИН: ФИЛЕВСКАЯ ЛИНИЯ МЕТРО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕШЛА НА НОВЫЕ ПОЕЗДА «МОСКВА»
Филевская линия столичного метрополитена полностью перешла на новые поезда «Москва». Об этом написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем официальном аккаунте в Twitter.

«Филевская линия московского метро полностью перешла на новые поезда «Москва». Всего за полгода на смену «Русичам» пришли 27 новых составов», - написал мэр.

Он отметил, что новые составы более комфортные и надежные: они специально спроектированы для движения по наземным участкам метро.

Источник: АГН "Москва".

Сергей Семёнович приврал, вчера в 20:29 на Александровском саду видел "новогодний" Русич на II пути, с пассажирами.

Link to comment
Share on other sites

Оффтоп, лучше в этой теме продолжать.

Если теоретизировать - нужно напольное оборудование "Днепр 2/6", способное работать в режиме МАРС 1/5. После чего медленно и печально менять напольное оборудование в ночные окна. Как всё заменят - АЛС-АРС 2/6 сделать основной системой СЦБ.

Достаточно ли для этого просто передатчик для 2-й частоты у "Днепра" отключить? Надо ли заменять поездные у-ва СЦБ для совместимости с 2/6 (понятно, что "Русичи", "Оки" и "Москвы" будут работать "из коробки", но есть ещё "Яузы", номерные и Еж-3)? Знаний не хватает.

Link to comment
Share on other sites

Да, как реконструировать линии вроде ТКЛ — не представляю.

Можно на время реконструкции переводить некоторые участки на обслуживание в два лица без резервной системы.

Link to comment
Share on other sites

Да, как реконструировать линии вроде ТКЛ — не представляю.

Link to comment
Share on other sites

Вообще - на линиях, кроме Филёвской, есть основная и резервная системы блокировки. И на ЗЛ, КЛ, КРЛ, ТКЛ, КахЛ - АЛС-АРС именно резервная система.

Вторая проблема - старое оборудование. На ЗЛ, КРЛ, ТКЛ, КахЛ стоит МАРС 1/5, на КЛ - что-то ещё древнее, на СТЛ и части КалЛ - АРС-ДАУ.

 

Фронт работ впереди о-го-го...

Насчёт процесса замены напольного оборудования АЛС-АРС, когда она резервная - не в курсе. Хотелось бы, чтобы в виде "в ночное окно старое отключил, новое подключил, проверил, поехал к следующей точке", но - сомнительно...

Edited by Gamecollector
Link to comment
Share on other sites

Получается, теперь ФЛ – последняя линия, работающая без АРС и в два лица.

И не только в Москве?..

Link to comment
Share on other sites

они специально спроектированы для движения по наземным участкам метро.

То же самое лет 15 назад говорили про Русичи B)

 

Но в Москвах и правда лучше.

Link to comment
Share on other sites

С.СОБЯНИН: ФИЛЕВСКАЯ ЛИНИЯ МЕТРО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕШЛА НА НОВЫЕ ПОЕЗДА «МОСКВА»

Проехал сегодня до Международной - разница с Русичем как небо и земля. Поезд тихий, плавный, тёплый. Проезд по кривым малого радиуса воспринимается значительно спокойнее. Плюс на Выставочной всегда народ утрамбовывается в хвост, а на Киевской вся толпа идёт в сторону первого вагона. В Москве же распределение пассажиров по составу будет более равномерное. В общем мне всё понравилось.

Link to comment
Share on other sites

А сколько их там?

 

 

Пять.

Link to comment
Share on other sites

Это новогодний "Русич". https://youtu.be/00sl7o1goKk

Он самый. Только зачем он там нужен? Поезда Москва сами сверкают огнями разных цветов, как новогодние елки :)

 

На БКЛ другие составы Москва

А сколько их там?

Link to comment
Share on other sites

Ехал сегодня на ФЛ в Русиче. Уж не связано ли это с передачей поездов Москва на БКЛ в связи с открытием Савеловской?

 

На БКЛ другие составы Москва, к филёвским никакого отношения не имеющие...

Link to comment
Share on other sites

Ехал сегодня на ФЛ в Русиче. Уж не связано ли это с передачей поездов Москва на БКЛ в связи с открытием Савеловской?

Link to comment
Share on other sites

С.СОБЯНИН: ФИЛЕВСКАЯ ЛИНИЯ МЕТРО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕШЛА НА НОВЫЕ ПОЕЗДА «МОСКВА»
Филевская линия столичного метрополитена полностью перешла на новые поезда «Москва». Об этом написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем официальном аккаунте в Twitter.
«Филевская линия московского метро полностью перешла на новые поезда «Москва». Всего за полгода на смену «Русичам» пришли 27 новых составов», - написал мэр.
Он отметил, что новые составы более комфортные и надежные: они специально спроектированы для движения по наземным участкам метро.

Источник: АГН "Москва".
Link to comment
Share on other sites

А какое сейчас расписание на Международную в рабочие дни?

У меня ощущение, что и в первой половине дня, и вечером бывает 1:1.

именно так. По-моему, и в выходные тоже.

Link to comment
Share on other sites

Кто знает, давно ли по выходным дням увеличили парность на Международную? Помнится, где-то год назад былка вилка 2:1 и интервал 11 минут. Я тогда ещё писал в ДТ (скапливалась изрядная толпа), пришла отписка в духе «всё хорошо» («интервалы соответствуют пассажиропотоку»).

Сейчас смотрю – вилка 1:1, интервал 5,5-6 минут где-то. И, кстати, до которого часа такой праздник жизни? :)

А в будни днём что с интервалом?

А какое сейчас расписание на Международную в рабочие дни?

У меня ощущение, что и в первой половине дня, и вечером бывает 1:1.

Link to comment
Share on other sites

Когда платформу "Пионерской" ещё не допилили до конца - некоторое время бригады играли в аттракцион "поменяй кабину через торцевые двери поезда". Как появилась возможность на "Пионерской" оборотные бригады сажать - аттракцион сразу же прикрыли, разумеется.

Такая возможность была всегда. И всегда использовалась. А через торцевые двери приходилось ходить, когда нельзя было пройти по платформе. Когда была закрыта часть платформы «Кунцевской», линейная бригада покидала головной вагон также через торцевые двери.

Link to comment
Share on other sites

Ну а чего делать, если на "Кунцевской" платформа только для части вагонов открыта?

Когда платформу "Пионерской" ещё не допилили до конца - некоторое время бригады играли в аттракцион "поменяй кабину через торцевые двери поезда". Как появилась возможность на "Пионерской" оборотные бригады сажать - аттракцион сразу же прикрыли, разумеется.

Link to comment
Share on other sites

Сегодня вне часа пик видел, как в Русиче на Пионерской бригада вышла в середине состава и пошла в сторону головы.

Чудес не бывает: Русичи - только с оборотной бригадой в любое время.

Link to comment
Share on other sites

Про Кунцевскую ясно, что интервал позволяет обходиться без оборотных машинистов.

Есть там оборотная бригада. Садится в хвост на "Пионерской". Линейная бригада доезжает до "Кунцевской", затем в движении переходит по составу.

Это, видимо, в пик. Потому, что я всё время вижу, как из кабины в кабину на Кунцевской переходят.

Edited by Loader
Link to comment
Share on other sites

E.A.

А в Русичах - линейная бригада переходит до середины состава, и дальше уже на Пионерской?

Link to comment
Share on other sites

Про Кунцевскую ясно, что интервал позволяет обходиться без оборотных машинистов.

Есть там оборотная бригада. Садится в хвост на "Пионерской". Линейная бригада доезжает до "Кунцевской", затем в движении переходит по составу.

Link to comment
Share on other sites

А на Филёвке есть оборотные машинисты?

 

Раньше они были на Арбатской в час-пик, доводили поезда до Александровского сада и обратно.

 

Про Кунцевскую ясно, что интервал позволяет обходиться без оборотных машинистов.

 

Про Международную непонятно. Условия там как на Александровском саде.

Link to comment
Share on other sites

Вот не пойму, и правда. На Кунцевской машинисты идут по составу Москва их хвоста в голову.

Может в Русичи сажают оборотную бригаду? А Русичей остается все меньше и меньше.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...