Филёвская линия (прежнее название до 1985 года: Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена.
Оглавление
История и статистика
15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Поезда начали курсировать от станции «Сокольники» в двух направлениях: до станции «Парк культуры» и до станции «Смоленская» (по ответвлению за станцией «Охотный Ряд»). На первом участке будущей Филёвской линии действовали 3 станции: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».
В 1937 году был открыт перегон «Смоленская» — «Киевская», уникальность которого заключалась в том, что поезда метро выходили на поверхность, преодолевая Москву-реку по первому в стране метромосту. А всего через год участок от «Киевской» до «Александровского сада» был продолжен в сторону Курского вокзала. Были построены станции «Площадь Революции» и «Курская». Вместе с тем, прекратилось вилочное движение на Сокольнической линии и образовалась самостоятельная Арбатско-Покровская линия.
В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе отдельной линии, получившей название Арбатско-Филёвская.
Данная линия более других ощутила на себе курс Хрущёва на удешевление строительства. Новые участки за станцией «Киевская» было решено строить открытыми, а станции — наземными.
И лишь дойдя до станции «Молодёжная», которая была открыта в 1965 году, линия вновь ушла под землю.
Интервал до открытия следующей станции составил более 24 лет, в 1989 году Филёвская линия пришла на станцию «Крылатское». А в 2005 году на линию вернулось вилочное движение поездов. Причиной тому стало строительство ответвления за станцией «Киевская» в сторону Московского международного делового центра (ММДЦ). Сегодня на новом направлении работают 2 станции: «Деловой центр» и «Москва-Сити».
2008 год ознаменовался приходом метрополитена в район Строгино, для чего были продлены тоннели за станцией «Крылатское». Однако недостаточная провозная способность линии, а также большие интервалы (из-за невозможности оборота поездов за станцией «Александровский сад» и наличия вилочного движения) вынудили обрезать Филёвскую линию на станции «Кунцевская», а участок до станции «Крылатское» и далее до станции «Строгино» был передан в состав Арбатско-Покровской линии. Работы по переключению движения между линиями заняли 5 дней.
Реконструкция наземного участка линии
За 60 лет непрерывной эксплуатации из-за погодных условий и вибраций, конструкции станций наземного участка Филёвской линии были серьёзно изношены. С 2016 года началась масштабная реконструкция наземного участка, в процессе которой было запланировано полностью перестроить платформы, заменив асфальтовое покрытие на гранитное, заменить кровлю, отремонтировать, а на отдельных станциях полностью перестроить и расширить вестибюли, установить лифты и инфракрасные обогреватели на платформе, а также обновить инженерные системы. Во избежание полного закрытия линии было принято решение закрывать на реконструкцию по одной боковой платформе или половине островной платформы на каждой станции, таким образом, уменьшив неудобства для пассажиров.
- С 29 октября 2016 года до 30 июня 2017 года были закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» по направлению из центра.
- 4 марта 2017 года — была закрыта половина островной платформы на станции «Пионерская» по направлению из центра.
- 1 июля 2017 года — закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» уже по направлению в центр, а также половины островных платформ на станциях «Багратионовская» и «Филёвский парк» по направлению в центр и из центра, соответственно.
- 1 октября 2017 года — закончилась реконструкция платформ на станциях «Студенческая» и «Фили». Также на станциях «Багратионовская», «Филёвский парк» на четверть длины и на станции «Пионерская» на половину длины были закрыты работающие половины платформ. Данные меры увязаны с полной перестройкой наземных вестибюлей, требующей перестройки прилегающих участков островных платформ на полную ширину.
- 5 октября 2017 года — закрыта половина островной платформы станции «Кунцевская», обслуживающая Арбатско-Покровскую линию.
- 18 октября 2017 года — началась реконструкция платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр.
- 17 декабря 2017 года — завершена реконструкция западной половины платформы и западного вестибюля на станции «Пионерская», в связи с чем возобновилась посадка пассажиров в поезда, следующие из центра. Спустя несколько дней на реконструкцию закрылись восточная половина платформы по направлению в центр (по направлению из центра реконструкция продолжается с марта) и восточный вестибюль станции. Тогда же на станции «Филёвский парк» увеличилась длина закрытого участка на работающей половины платформы по направлению в центр с четверти до половины её длины.
- 21 февраля 2018 года — на станции «Багратионовская» открылась часть платформы по направлению в центр (кроме 4-го вагона) после реконструкции её центрального участка под путепроводом улицы Барклая. Одновременно закрылась половина платформы по направлению из центра для реконструкции аналогичного участка под путепроводом.
- 9 апреля 2018 года — открыта после реконструкции часть платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр (кроме 1-го вагона). Одновременно с этим на станции закрыты на реконструкцию платформа по направлению из центра и северный вестибюль.
- 28 апреля 2018 года — восстановлена посадка на поезда по направлению из центра на станции «Багратионовская» (кроме 1-го вагона). На станции «Кунцевская» закрыт участок платформы у 1-го вагона по направлению из центра.
- 18 июня 2018 года открылись восточные половина платформы и вестибюль станции «Филёвский парк», возобновлена посадка на поезда, следующие из центра. Одновременно закрыты на реконструкцию западные половина платформы и вестибюль.
- 2 июля 2018 года открыта восточная половина платформы станции «Пионерская», платформа полностью реконструирована. Открыта западная четверть платформы станции «Багратионовская» (1-й вагон из центра, 4-й вагон в центр) с одновременным закрытием восточной четверти (4-й вагон из центра, 1-й вагон в центр).
- 14 июля 2018 года закрылся на реконструкцию восточный вестибюль «Багратионовской», прилегающий участок платформы был закрыт двумя неделями ранее. А уже 16 июля открылся после реконструкции западный вестибюль.
- 30 июля 2018 года открыты западная половина платформы и западный переходной мостик станции «Кунцевская» с одновременным закрытием восточной части. Высадка и посадка для поездов Филёвской линии осуществляется в 1-й и 2-й вагоны из центра, высадка и посадка на поезда Арбатско-Покровской линии из центра по прежнему отсутствует.
- 19 ноября 2018 года открыта западная половина платформы станции «Филёвский парк». Платформа полностью реконструирована.
- 30 декабря 2018 года была временно открыта восточная половина платформы станции «Багратионовская». Платформа полностью реконструирована, однако не была закончена отделка стен восточного вестибюля. Для завершения отделочных работ в конце апреля 2019 года на одну неделю она была повторно закрыта.
- 18 марта 2019 года после реконструкции полностью открыта платформа станции «Кунцевская». Возобновлена остановка поездов, следующих по Арбатско-Покровской линии в направлении из центра.
- 1 и 3 июня 2019 года открылись после реконструкции западный и восточный вестибюли станции «Кунцевская».
- 1 и 8 июля 2019 года открылись после реконструкции восточный вестибюль станции «Багратионовская» и западный вестибюль станции «Филёвский парк», соответственно. Таким образом, завершилась реконструкция основных пассажирских объектов. Продолжается строительство шумозащитных экранов, замена путевой инфраструктуры, а также коммуникаций.
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
15 мая 1935 | «Александровский сад» — «Смоленская» | 1,7 + ССВ 0,9 | 3 |
20 марта 1937 | «Смоленская» — «Киевская» | 1,4 | 1 |
7 ноября 1958 | «Киевская» — «Кутузовская» | 2,3 | 2 |
7 ноября 1959 | «Кутузовская» — «Фили» | 1,7 | 1 |
13 октября 1961 | «Фили» — «Пионерская» | 3,5 | 3 |
5 июля 1965 | «Пионерская» — «Молодёжная» | 3,8 | 1 |
31 августа 1965 | «Кунцевская» (на действующем перегоне) | 1 | |
31 декабря 1989 | «Молодёжная» — «Крылатское» | 1,9 | 1 |
10 сентября 2005 | «Киевская» — «Деловой центр» | 2,2 | 1 |
30 августа 2006 | «Деловой центр» — «Москва-Сити» | 0,5 | 1 |
Итого: | 14,882 | 13 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-3 «Измайлово» | 1958—1962 |
ТЧ-9 «Фили» | 1962 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
4 | 1958—1974 |
6 | 1973—2009, 2011 — настоящее время |
4 («Русич») | 2005 — ноябрь 2018 |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
А, Б | 1935—1953 |
В | 1958—1966 |
Д | 1961—1992 |
Е | 1986—2007 |
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 | 1986—2009 |
81-740А/741А «Русич» | 2005—2006 |
81-740.1/741.1 «Русич» | 2005 — ноябрь 2018 |
81-717/714 | 2011 — 29 июня 2018 |
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» | 2 июля 2018 — настоящее время |
Все вагоны «Русич» и «Москва» были специально адаптированы для наземной эксплуатации.
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».
До реконструкции систем сигнализации в 2005 году на подземном участке линии действовал внепоездной контроль скорости.
Системы АЛС-АРС на линии нет.
На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:
- участок «Александровский сад» — «Москва-Сити» — со светодиодными излучателями ИСМПЛ (с 2005 года);
- участок «Киевская» — «Студенческая» — со светодиодными излучателями ИСУМ и МТ (с 2005 года);
- участок «Студенческая» — «Пионерская» — со светодиодными излучателями ММ, установленными вместо ламп накаливания в 2002 году;
- участок «Пионерская» — «Кунцевская» — со светодиодными излучателями ИСУМ, МТ и МК (с 2008 года).
Канал радиосвязи — первый (с 22 апреля 2012 года).
Фотогалерея станций линии
Ссылки
Темы
-
- 125 replies
- 36,151 views
-
- 1,366 replies
- 257,438 views
-
- 101 replies
- 23,277 views
-
- 334 replies
- 89,884 views
-
- 489 replies
- 126,232 views
-
- 1 reply
- 1,206 views
-
- 418 replies
- 100,430 views
-
- 61 replies
- 20,706 views
-
ССВ в депо Фили с Калининско-Солнцевской и Рублёво-Архангельской линий
By TimurRossolovBryansk, in Альтернативные предложения — строительство Московского метрополитена
- Фили
- Калининско-Солнцевская линия
- (and 3 more)
- 3 replies
- 1,031 views
-
- 404 replies
- 100,748 views
- Дата открытия первого участка
- 15 мая 1935 года
- Эксплуатационная длина линии
- 14,882 км
- Открытые участки
-
2
«Кунцевская» — «Киевская»
«Киевская» — «Смоленская» - Количество станций
- 13
- Время поездки по всей линии
-
24 мин. — до «Кунцевской»
14 мин. — до «Москвы-Сити» - Скорость сообщения
- 30 км/ч
- Тип подвижного состава
- 81-765.2/766.2/767.2 «Москва»
- Количество вагонов в поезде
- 6
- Электродепо
- ТЧ-9 «Фили»
Филёвская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.