Jump to content

KVentz
 Share

«Александровский сад» — пересадочная станция Филёвской линии Московского метрополитена.

Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 2+40.

С 1953 по 1958 год участок «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

А. И. Гонцкевич, С. Сулин.

Архитекторы вестибюля

П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко.

Инженер-конструктор

В. И. Дмитриев.

Конструкция

Колонная четырёхпролётная мелкого заложения.

Построена по специальному проекту. Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона. Расположена в кривой радиусом 800 м, имеет боковые посадочные платформы. На станции три ряда колонн.

Название

Названа по расположенному у западной стены Кремля Александровскому саду.

Прежние названия

Проект переименования

«Воздвиженка» (1990).

Пересадки

Станция «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии «Библиотека имени Ленина» (Сокольническая линия)
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия)
Переход на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Станция «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии «Боровицкая» (Серпуховско-Тимирязевская линия)

Прямого перехода на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии нет, он производится через станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Перехода на станцию «Библиотека имени Ленина» до 1937 года не было, и пересесть с Арбатского радиуса (современной Филёвской линии) на Фрунзенский (современную Сокольническую линию) и обратно можно было на станции «Охотный Ряд».

В 1937 году был организован временный переход, а в 1938 году, когда был построен участок «Александровский сад» — «Курская» и образована отдельная Арбатско-Покровская линия — постоянный переход.

В 1946 году переход на станцию «Библиотека имени Ленина» был реконструирован, а также был построен переходный мостик между двумя платформами.

В 1953 году, при постройке нового глубокого участка «Площадь Революции»«Киевская», появился переход на станцию «Арбатская» современной Арбатско-Покровской линии.

Выход в город

  • На Моховую улицу и Боровицкую площадь.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

В 1935—1946 годах вход на станцию осуществлялся через наземный вестибюль на углу Воздвиженки и Моховой улицы, общий со станцией «Библиотека имени Ленина».

В 1946 году был открыт современный наземный вестибюль, расположенный в здании Российской государственной библиотеки.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для отстоя подвижного состава, которые переходят в двухпутную ССВ с Арбатско-Покровской линией. Стрелочный перевод № 3 служит для ответвления на однопутную ССВ с Сокольнической линией.

В границы станции также входит стрелка на станции «Охотный Ряд».

Станция — конечная, оборот поездов производится по обоим путям через перекрёстный съезд. С открытием участка Филёвской линии до станции «Международная» поезда туда отправляются с 1-й (дальней) платформы, а в направлении станции «Кунцевская» — с обеих платформ. Об отправлении поезда до станции «Международная» можно узнать по указателю и объявлениям по громкоговорящей связи.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Строительство

Станция с боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменён: примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. Этим объясняется и кривизна посадочных платформ.

После пуска в 1953 году Арбатского радиуса глубокого заложения станция была закрыта и открылась вновь в 1958 году уже в составе Филёвской линии вместе с участком от «Киевской» до «Кутузовской».

Художественное оформление

Потолок станции поддерживают три ряда колонн, один из которых проходит между путями. Гранёные колонны боковых рядов облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Стены покрыты розовым мрамором. В отделке станционного зала использованы белый, жёлтый и серый мрамор, а также чёрная керамическая плитка. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой и зеленоватой плиткой.

В вестибюле сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Интересные факты

На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году.

Из-за того, что станция находится в кривой, машинист не видит поезд целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на платформе присутствует дежурный по станции, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с красным световозвращателем. Кроме того, сейчас рядом с местом остановки первого вагона установлены мониторы системы видеонаблюдения.

На станции можно наблюдать за тем, как машинисты поездов меняют расписание прохождения маршрутов. На стене в западном торце станции закреплён фанерный ящик. Перед тем как войти в кабину, машинист кладёт в него старое расписание и забирает новое.

Фотогалерея

Ссылки



Дата открытия
15 мая 1935 года
Прежние названия
Улица Коминтерна
Калининская
Классификация
пересадочная
Заложение
мелкое (8,7 м)
Тип станции
колонная четырёхпролётная
Количество платформ
2
Тип платформ(ы)
боковые
Форма платформ(ы)
изогнутые
Код станции
054
Пикет
ПК 2+40

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Какой объём был у аванзала 1946 года? Соответствовал ли он ширине существующего лестничного спуска или был гораздо шире? Был ли в него проход из коридора, который сейчас идёт к эскалатору Арбатской?

Аванзал соответствовал по ширине нынешнему спуску. Уровень его пола был равен уровню платформы. Три проёма, раскрытые на полную высоту, соединяли его с платформой. Из вестибюля в аванзал вела лестница, параметры которой соответствуют нынешней. Из аванзала вперёд тоже вела лестница, которая плавной правой кривой выходила в коридор к БиЛ там, где сейчам МК. Входы на Калининскую были либо через мостик, либо через торцы со стороны БиЛ. Выход с Калининской через мостик или аванзал, переход на БиЛ через аванзал и далее по лестинце к коридору правой кривой и налево под 90 градусов по скществующему коридору к БиЛ.

Всё равно не ясно. Можете нарисовать планировку пересадочных узлов 1935 г. и 1946 г. примерно поверх этой схемы? Что за загадочный уничтоженный "аванзал 1946 г."? Два проёма и так есть - через них мы попадаем на 2 платформу АС с мостика (а через правый -и с БиЛ). Где был третий проём?

710b2c15a2d4a7816423cbf9ada3e3b8-full.jpg

Edited by FanTrans
Link to comment
Share on other sites

поначалу функционирующий для пассажиров

Из очевидцев никто этого не помнил.

 

Если убрать временные перегородки, то вот пространство для пассажиров было бы:

 

http://i057.radikal.ru/1712/be/60c7439887c3.gif

 

А может быть даже и левее - некапитальные перекрытия, сейчас трудно установить...

Переход функционировал для пассажиров как переход. При реконструкции 1945-46 гг. это был единственный способ попасть на Киевскую платформу. Ну а так там можно и сейчас в любое время перейти :)

Link to comment
Share on other sites

Спасибо. А вы не знаете, кто авторы схемы на сайте metro2.org ? Может быть, это люди здесь есть. Надо кому-то написать, чтобы стёрли эти никогда не существовавшие выходы

Link to comment
Share on other sites

Не может. На каждой странице помещается ровно 20 сообщений независимо от их размера
Если вы с 2007 г. ещё ни разу не были в настройках форума, могу посоветовать туда зайти, много интересного и нового для себя найдёте.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

поначалу функционирующий для пассажиров

Из очевидцев никто этого не помнил.

 

Если убрать временные перегородки, то вот пространство для пассажиров было бы:

 

http://i057.radikal.ru/1712/be/60c7439887c3.gif

 

А может быть даже и левее - некапитальные перекрытия, сейчас трудно установить...

Link to comment
Share on other sites

Впиндюрить выход метро в усадьбу Талызиных? Однако...

Link to comment
Share on other sites

В реальности там ничего такого нет, но хотели

Влад, а с западного торца АлСада построен просто переход НАД путями между двумя платформами,

поначалу функционирующий для пассажиров, но в настоящее время заваленный всяким хламом использующийся как служебные помещения?

Link to comment
Share on other sites

Не ошибка ли?

В реальности там ничего такого нет, но хотели. Вот кажется 1934-го года:

 

http://s017.radikal.ru/i401/1712/31/b4f8761e9f3f.gif

 

http://s020.radikal.ru/i708/1712/aa/7c312f71bf3b.gif

Link to comment
Share on other sites

Я пока поищу историю переходов, а пока вопрос еще такой. На активно рекламируемом сейчас сайте metro2.org указано, что есть некие заделы (?) под выходы с АС с обеих сторон. Не ошибка ли?

 

2f553ba382ca83c39550a114f309338c-prev.jpg

Link to comment
Share on other sites

Не может. На каждой странице помещается ровно 20 сообщений независимо от их размера.

А в настройки зайти не пытались? Количество сообщений на странице от 5 до 40

Link to comment
Share on other sites

ровно 20 сообщений

Или ровно 40 :wow:

Link to comment
Share on other sites

Не может. На каждой странице помещается ровно 20 сообщений независимо от их размера.

Link to comment
Share on other sites

В этой теме на 11-13 страницах история перехода обсуждалась
Всё-таки количество страниц у всех может быть разным :)
Link to comment
Share on other sites

В этой теме на 11-13 страницах история перехода обсуждалась. С интересными подробностями.

Link to comment
Share on other sites

В Википедии было написано, что в 1935 г. станции БЛ и Коминтерн не имели перехода. А как же этот уничтоженный вестибюль, он же был общим?

Рискну предположить, что от того, что были разные билеты.

Т.е. чисто теоретически приехав на ул. Коминтерна (со стороны Смоленской) можно было подняться в вестибюль, купить билет и снова войти и топать на БиЛ.

Только вот дальше - либо ехать в сторону Сокольников (что смысла не имело при прямых поездах от Смоленской),

либо - до Кропоткинской или Парка Культуры (в этом смысл прослеживается, но, видимо считали, что таких будет пренебрежимо мало при наличии того же наземного транспорта по Садовому и Бульварному кольцу)

Потом пишут, что в 1937 г. открылся временный переход (это как?)

Тоже, рискну предположить, что через позже уничтоженный вестибюль, легализировав такую пересадку

Пишут, что в 1946 г. построили выход в здание Библиотеки и мостик на нынешнем Ал.Саду. Значит уже было сформировано всё имеющееся ныне подземное пространство между торцом БЛ и мостиком на Ал.Сад (и видимо, там сделали зал с заделом под эксалатор на Арбатскую-АПЛ)

Не совсем, там параллельно АлСаду Калининской существовал аванзал, с 3 проходами на нынешнюю платформу 2 пути. Позже с началом строительства Арбатской-АПЛ аванзал был уничтожен, а 2 из 3 проходов замуровали.

При повторном же открытии линии в 1958 масштабного строительства не велось

 

Но капитально узел был перестроен в 1960-е, с открытием нынешней сети подземных переходов под нынешними Воздвиженкой-Моховой

Link to comment
Share on other sites

Известно ли, каков был план пересадочного узла Библиотека им.Ленина - Коминтерн (Ал. Сад) с 1935 по 1953 г. Как именно располагался наземный вестибюль (находившийся на углу Воздвиженки и Моховой) по отношению к современным подземным коридорам? Как именно была соединена станция Коминтерн (Ал. Сад) с этим вестибюлем? Нигде не могу найти.

 

В Википедии было написано, что в 1935 г. станции БЛ и Коминтерн не имели перехода. А как же этот уничтоженный вестибюль, он же был общим? Потом пишут, что в 1937 г. открылся временный переход (это как?), а в 1938 - постоянный (т.е. построили какой-то из ныне существующих подземных тоннелей, и перейти стало возможно двумя способами?) Пишут, что в 1946 г. построили выход в здание Библиотеки и мостик на нынешнем Ал.Саду. Значит уже было сформировано всё имеющееся ныне подземное пространство между торцом БЛ и мостиком на Ал.Сад (и видимо, там сделали зал с заделом под эксалатор на Арбатскую-АПЛ). А что стало со старыми переходами 1935, 1937 и 1938 гг.? В общем, одно из самых загадочных место в несекретной части метро. Хотелось бы видеть развитие этого пересадочного узла, в идеале, в виде схем по годам, пусть даже нарисованных от руки :)

Link to comment
Share on other sites

Какая причина? Сейчас, вроде, финансовая.

Link to comment
Share on other sites

То же, видимо, касается и обратного случая - идеи присоединить к тоннелям АПЛ за "Пл. Р." Калининскую линию...

Вернее - в непосредственной близости к Арбатской. А причина та же что и сейчас - почему не строят ЦУ Калининской...

Link to comment
Share on other sites

Всё это в крайне стесненных условиях и в охранной зоне

По сути, это главная проблема и есть. То же, видимо, касается и обратного случая - идеи присоединить к тоннелям АПЛ за "Пл. Р." Калининскую линию... <_>

Охранные зоны есть в том числе у памятников архитектуры, истории и культуры. А тут они - практически все. Ну не возможно физически сейчас что-то строить в эти перегоны. Идея же объединить КалЛ и глубокий Арбатский радиус умерла после строительства Строгинского радиуса как продолжения АПЛ. Технически и сейчас это возможно. Если найдёте площадку для строительства ствола на этом примыкании.

Link to comment
Share on other sites

Всё это в крайне стесненных условиях и в охранной зоне

По сути, это главная проблема и есть. То же, видимо, касается и обратного случая - идеи присоединить к тоннелям АПЛ за "Пл. Р." Калининскую линию... <_>

Link to comment
Share on other sites

А как вообще можно от АС продлить, если один из тоннелей засыпали, когда Охотку строили?

Приплыли :lol:

А ничего, что тоннели до "Площади Революции" остались? Что мешает от них продлить?.. :rolleyes:

Уклон, кривая, камера съездов, тоннели ПР - Арбатская. Всё это в крайне стесненных условиях и в охранной зоне.

Link to comment
Share on other sites

А как вообще можно от АС продлить, если один из тоннелей засыпали, когда Охотку строили?

Засыпали одну из ССВ ФЛ - СЛ, обе ССВ ФЛ - АПЛ действуют.

Link to comment
Share on other sites

Куда и как?

Это уже для другой темы вопрос... Возможно ли параллельно станции "Пл. Р." это сделать, например? (Только зачем оно нужно?)... :unsure:

Link to comment
Share on other sites

тоннели до "Площади Революции" остались? Что мешает от них продлить?..

Куда и как?

Link to comment
Share on other sites

А как вообще можно от АС продлить, если один из тоннелей засыпали, когда Охотку строили?

Приплыли :lol:

А ничего, что тоннели до "Площади Революции" остались? Что мешает от них продлить?.. :rolleyes:

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...