Jump to content

KVentz
 Share

«Александровский сад» — пересадочная станция Филёвской линии Московского метрополитена.

Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 2+40.

С 1953 по 1958 год участок «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

А. И. Гонцкевич, С. Сулин.

Архитекторы вестибюля

П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко.

Инженер-конструктор

В. И. Дмитриев.

Конструкция

Колонная четырёхпролётная мелкого заложения.

Построена по специальному проекту. Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона. Расположена в кривой радиусом 800 м, имеет боковые посадочные платформы. На станции три ряда колонн.

Название

Названа по расположенному у западной стены Кремля Александровскому саду.

Прежние названия

Проект переименования

«Воздвиженка» (1990).

Пересадки

Станция «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии «Библиотека имени Ленина» (Сокольническая линия)
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия)
Переход на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Станция «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии «Боровицкая» (Серпуховско-Тимирязевская линия)

Прямого перехода на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии нет, он производится через станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Перехода на станцию «Библиотека имени Ленина» до 1937 года не было, и пересесть с Арбатского радиуса (современной Филёвской линии) на Фрунзенский (современную Сокольническую линию) и обратно можно было на станции «Охотный Ряд».

В 1937 году был организован временный переход, а в 1938 году, когда был построен участок «Александровский сад» — «Курская» и образована отдельная Арбатско-Покровская линия — постоянный переход.

В 1946 году переход на станцию «Библиотека имени Ленина» был реконструирован, а также был построен переходный мостик между двумя платформами.

В 1953 году, при постройке нового глубокого участка «Площадь Революции»«Киевская», появился переход на станцию «Арбатская» современной Арбатско-Покровской линии.

Выход в город

  • На Моховую улицу и Боровицкую площадь.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

В 1935—1946 годах вход на станцию осуществлялся через наземный вестибюль на углу Воздвиженки и Моховой улицы, общий со станцией «Библиотека имени Ленина».

В 1946 году был открыт современный наземный вестибюль, расположенный в здании Российской государственной библиотеки.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для отстоя подвижного состава, которые переходят в двухпутную ССВ с Арбатско-Покровской линией. Стрелочный перевод № 3 служит для ответвления на однопутную ССВ с Сокольнической линией.

В границы станции также входит стрелка на станции «Охотный Ряд».

Станция — конечная, оборот поездов производится по обоим путям через перекрёстный съезд. С открытием участка Филёвской линии до станции «Международная» поезда туда отправляются с 1-й (дальней) платформы, а в направлении станции «Кунцевская» — с обеих платформ. Об отправлении поезда до станции «Международная» можно узнать по указателю и объявлениям по громкоговорящей связи.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Строительство

Станция с боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменён: примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. Этим объясняется и кривизна посадочных платформ.

После пуска в 1953 году Арбатского радиуса глубокого заложения станция была закрыта и открылась вновь в 1958 году уже в составе Филёвской линии вместе с участком от «Киевской» до «Кутузовской».

Художественное оформление

Потолок станции поддерживают три ряда колонн, один из которых проходит между путями. Гранёные колонны боковых рядов облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Стены покрыты розовым мрамором. В отделке станционного зала использованы белый, жёлтый и серый мрамор, а также чёрная керамическая плитка. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой и зеленоватой плиткой.

В вестибюле сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Интересные факты

На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году.

Из-за того, что станция находится в кривой, машинист не видит поезд целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на платформе присутствует дежурный по станции, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с красным световозвращателем. Кроме того, сейчас рядом с местом остановки первого вагона установлены мониторы системы видеонаблюдения.

На станции можно наблюдать за тем, как машинисты поездов меняют расписание прохождения маршрутов. На стене в западном торце станции закреплён фанерный ящик. Перед тем как войти в кабину, машинист кладёт в него старое расписание и забирает новое.

Фотогалерея

Ссылки



Дата открытия
15 мая 1935 года
Прежние названия
Улица Коминтерна
Калининская
Классификация
пересадочная
Заложение
мелкое (8,7 м)
Тип станции
колонная четырёхпролётная
Количество платформ
2
Тип платформ(ы)
боковые
Форма платформ(ы)
изогнутые
Код станции
054
Пикет
ПК 2+40

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



А как вообще можно от АС продлить, если один из тоннелей засыпали, когда Охотку строили?

Link to comment
Share on other sites

Если Вы хотите связать восток АПЛ с Сити, с этим справится удобная пересадка со Смоленской на Плющиху, когда, наконец, будет построен ЦУ КСЛ.
ППобеды уже сейчас связывает АПЛ с СИТИ

Да, но для востока АПЛ будущая пересадка через Плющиху будет удобнее

Link to comment
Share on other sites

Если Вы хотите связать восток АПЛ с Сити, с этим справится удобная пересадка со Смоленской на Плющиху, когда, наконец, будет построен ЦУ КСЛ.
ППобеды уже сейчас связывает АПЛ с СИТИ
Link to comment
Share on other sites

Были когда-то планы продления Филёвской линии на восток, параллельно Арбатско-Покровской линии, однако за станцией метро Александровский сад существовали какие-то сложности строительства новых перегонных тоннелей, из-за этого от этого проекта было решено отказаться. Из-за чего за станцией метро Александровский сад (по направлению к станции Площадь Революции) нецелесообразно построить новые перегоны под продление Филёвской линии?!

Тоннели за Александровским Садом на восток есть, они были построены в 1937г к станции Площадь Революции. В период 1937- 1953гг участок нынешней ФЛ Ал. Сад - Киевская эксплуатировался в составе Арбатско-Покровской линии. Потом построили глубокий участок Арбатского радиуса, а уж в 1958г появилось наземное продление ФЛ.

В 1970е-1980е годы планировали возвратить Филевскую линию в состав Арбатско-Покровской, с использованием этих тоннелей. А глубокий Арбатский радиус объединить с Калининской линией, и продлить в Солнцево. Потом от этого отказались. Сейчас тоннели работают как ССВ АПЛ и ФЛ. Это как бы азбучные страницы истории ММ, известные всем.

Построить ещё какие-то новые тоннели на восток от Александровского сада невозможно, в альтернативщине многократно обсуждалось.

Edited by Виноградовский
Link to comment
Share on other sites

Зачем создавать новую вилку, в дополнение к уже существующей на ФЛ? И что это даст?

Если Вы хотите связать восток АПЛ с Сити, с этим справится удобная пересадка со Смоленской на Плющиху, когда, наконец, будет построен ЦУ КСЛ.

При этом Ваше предложение предполагает снижение парности на западе АПЛ.

И вообще это тема альтернативных предложений, а не существующих станций.

Edited by AlexSM
Link to comment
Share on other sites

Целесообразно ли продлить ответвление Филёвской линии метро Международная-Александровский сад далее до станции метро Щёлковская или нет? Если проект когда-либо будет одобрен, то ответвление Филёвской линии можно было бы переименовать в Выставочно-Измайловскую линию и она могла бы работать на пару с Арбатско-Покровской линией. Участок Щёлковская-Площадь Революции обслуживался бы сразу двумя линиями. Если когда-то это будет введено, то предполагаю на участке от Щёлковской до Площади Революции соотношение 8:2 (8 по АПЛ, 2 подряд по ВИЛ). Соотношение на Филёвской линии с ВИЛ не изменится.

Link to comment
Share on other sites

Были когда-то планы продления Филёвской линии на восток, параллельно Арбатско-Покровской линии, однако за станцией метро Александровский сад существовали какие-то сложности строительства новых перегонных тоннелей, из-за этого от этого проекта было решено отказаться. Из-за чего за станцией метро Александровский сад (по направлению к станции Площадь Революции) нецелесообразно построить новые перегоны под продление Филёвской линии?!

Таких планов не было никогда.

Это физически невозможно без затрагивания соответствующих охранных зон, как объектов культурного наследия, так и не только.

Это совершенно ненужно.

Link to comment
Share on other sites

Из-за чего за станцией метро Александровский сад (по направлению к станции Площадь Революции) нецелесообразно построить новые перегоны под продление Филёвской линии?!

думаю, это уместно обсудить в теме альтернативных предложений.

Link to comment
Share on other sites

Были когда-то планы продления Филёвской линии на восток, параллельно Арбатско-Покровской линии, однако за станцией метро Александровский сад существовали какие-то сложности строительства новых перегонных тоннелей, из-за этого от этого проекта было решено отказаться. Из-за чего за станцией метро Александровский сад (по направлению к станции Площадь Революции) нецелесообразно построить новые перегоны под продление Филёвской линии?!

Link to comment
Share on other sites

даже несколько дней Калининская носила имя Воздвиженки

Не носила, это был лишь проект переименования. Достоверных данных нет.

 

Запомнилось, что станцию объявляли как Воздвиженка.

Link to comment
Share on other sites

Одно из самых загадочных мест московского метро. Надысь, пересел с БИЛ на Боровицкую через Арбатскую, чтобы посмотреть ещё раз всё самому.

Все другие перестроенные места первой линии Парк Культуры СЛ-КЛ, Комсомольская СЛ-КЛ, Боровицкая-БиЛ ясны и понятны.

А тут такое нагромождение двух перестроек (даже трёх, если вспомнить о подземном переходе к Кутафье и новом коридоре от БиЛ).

Link to comment
Share on other sites

Какой объём был у аванзала 1946 года? Соответствовал ли он ширине существующего лестничного спуска или был гораздо шире? Был ли в него проход из коридора, который сейчас идёт к эскалатору Арбатской?

Аванзал соответствовал по ширине нынешнему спуску. Уровень его пола был равен уровню платформы. Три проёма, раскрытые на полную высоту, соединяли его с платформой. Из вестибюля в аванзал вела лестница, параметры которой соответствуют нынешней. Из аванзала вперёд тоже вела лестница, которая плавной правой кривой выходила в коридор к БиЛ там, где сейчам МК. Входы на Калининскую были либо через мостик, либо через торцы со стороны БиЛ. Выход с Калининской через мостик или аванзал, переход на БиЛ через аванзал и далее по лестинце к коридору правой кривой и налево под 90 градусов по скществующему коридору к БиЛ.

Link to comment
Share on other sites

Какой объём был у аванзала 1946 года? Соответствовал ли он ширине существующего лестничного спуска или был гораздо шире? Был ли в него проход из коридора, который сейчас идёт к эскалатору Арбатской?

Edited by dars-dm
Link to comment
Share on other sites

http://s012.radikal.ru/i320/1606/dd/d845241da8ect.jpg

Кому нужна была схема - На рисунке схема перехода между Александровским садом и Библиотекой имени Ленина. Красным закрашены участки, по моему предположению, построенные в 1935, синим построенные в 1946. Чёрные узкие прямоугольники по линиям, ограничивающим коридоры – места дверей

В 1945-46 гг. были построены точно: вестибюль в здании БиЛ (без задела, по живому), мостик над путями и сходы с мостика, аванзал, параллельный 2-му пути (не сохранился), три проёма между аванзалом и платформой 2 пути (заложены, один сейчас раскрыт не до конца). Предположительно: новый тоннель под путями Арбатского радиуса, новая лестница по платформе 1 пути.

Link to comment
Share on other sites

http://s012.radikal.ru/i320/1606/dd/d845241da8ect.jpg

Кому нужна была схема - На рисунке схема перехода между Александровским садом и Библиотекой имени Ленина. Красным закрашены участки, по моему предположению, построенные в 1935, синим построенные в 1946. Чёрные узкие прямоугольники по линиям, ограничивающим коридоры – места дверей

Link to comment
Share on other sites

В сообщении #229 на предыдущей странице есть схема, возможно соответствующая устройству переходов между Александровским садом и Библиотекой имени Ленина до реконструкции 1946 года. На этой схеме коридор между платформами АС показан прямым, а из него почти посередине в направлении БиЛ из него идёт лестница на выход в наземный вестибюль. Возможно эта лестница начиналась на том месте, где сейчас дверь в коридоре с 1 платформы АС. Но от лестницы могло не остаться ничего при перестройке в 1960-е вестибюля на углу Моховой и Воздвиженки. И у той двери коридор «ломается», а отделка отличается до и после той двери. Возможно ещё, что часть отделки старого была использована в коридорах последующей постройки, тоже фрагментами, их можно найти в коридоре АС-БиЛ.

 

http://i069.radikal.ru/1606/40/dc9c9422559ft.jpg

На фотографии существовавшего с 1935 года совместного вестибюля Александровского сада и Библиотеки имени Ленина по-видимому промежуточный уровень, соответствующий нынешнему подземному переходу на углу Воздвиженки и Моховой и кассовому залу. Вниз – спуск на БиЛ, вправо виден ещё коридор, возможно на АС. И тогда из того коридора спускались в переход между платформами АС. Таким образом, чтобы перейти с БиЛ на АС, надо было подняться по лестнице с платформы БиЛ, затем на промежуточный уровень вестибюля, затем спуститься в коридор, и из него уже подниматься на платформы АС. Это конечно неудобно.

Link to comment
Share on other sites

Да, место очень интересное, путаное, многоуровневое, и схема нужна. Давно ждём.

Link to comment
Share on other sites

Прошу прощения, нельзя ли сопровождать описание схемами. Можно очень примитивными, нарисованными от руки в Paint'е. По словам очень тяжело ориентироваться, где находится какая ниша, дверь, аванзал и тому подобное, а ездить на станцию после каждого сообщения крайне проблематично...

Заранее спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Или так ещё могло быть изначально, до реконструкции 1946: из восточных торцов зала Александровского сада спускались в существовавший тогда один переход между платформами, ближе к самому залу, чем ныне действующий. По тому переходу переходили между платформами, также и на выход и переход на Библиотеку имени Ленина. От этого перехода могла остаться дверь в служебное помещение в коридоре со 2 платформы АС. А выход со 2 платформы в нише у восточного торца АС мог быть замурован с превращением в служебное помещение при открытии в 1953 Арбатской-АПЛ и закрытии АС

Так я же на предыдущей странице писал:

https://www.nashtransport.ru/index.php?s=...st&p=781652

 

За дверью должна быть лестница с двумя пролётами и промежуточной площадкой. Именно про неё и писал Веселаго, как про "переход по полутёмным лестницам", очевидно, что на лестнице скапливалась толпа, и приходилось ребёнку топать в этой толпе при тусклом свете ламп накаливания.

 

Все ниши были замурованы при строительстве лестницы к аванзалу Арбатской-АПЛ, то есть в 1952 году (лестницу должны быть сдать к пуску движения, значит аванзал с проходом к коридору в сторону БиЛ закрыли раньше, и люди ходили в 1952-52 гг через нынешний коридор от торца платформы при уже уничтожавшемся аванзале. Здесь сложно что-то узнать, как назло, строительство Новоарбатского радиуса не афишировали, и о работах на нём писали редко и смутно. Я пока ничего не нашёл про подробности, как уничтожали аванзал (совсем свеженький, он просуществовал-то с 1946 по 1953 г.).

Link to comment
Share on other sites

Или так ещё могло быть изначально, до реконструкции 1946: из восточных торцов зала Александровского сада спускались в существовавший тогда один переход между платформами, ближе к самому залу, чем ныне действующий. По тому переходу переходили между платформами, также и на выход и переход на Библиотеку имени Ленина. От этого перехода могла остаться дверь в служебное помещение в коридоре со 2 платформы АС. А выход со 2 платформы в нише у восточного торца АС мог быть замурован с превращением в служебное помещение при открытии в 1953 Арбатской-АПЛ и закрытии АС

Link to comment
Share on other sites

http://s019.radikal.ru/i630/1606/c7/f55f95328abct.jpg

Фотография выхода и перехода между Александровским садом и Библиотекой имени Ленина вероятно до 1946. Справа - лестница наверх, по-видимому на выход. Налево - вероятно коридор в сторону БиЛ. Сейчас на месте той лестницы коридор со стороны БиЛ, а пол был сделан на одном уровне по всему коридору в 1946 году.

И возможно, что вначале из восточных торцов зала АС был спуск только в переход между платформами. Отделка аванзалов с лестницами ведь отличается от отделки коридоров, сооружённых позже. А выход с АС был изначально со 2 платформы, куда приходили поезда с Арбатской, в ныне замурованной нише с дверкой в начале 2 платформы, почти что у лестниц спуска в торце. На старых схемах выход так обозначен

На фото второй вестибюль БиЛ, у дома Пашкова. Ниша - это один из трёх проходов в аванзал, параллельный 2 пути и открытый 9 мая 1946 г. Проходы долбили в 45 наживую.

Link to comment
Share on other sites

http://s019.radikal.ru/i630/1606/c7/f55f95328abct.jpg

Фотография выхода и перехода между Александровским садом и Библиотекой имени Ленина вероятно до 1946. Справа - лестница наверх, по-видимому на выход. Налево - вероятно коридор в сторону БиЛ. Сейчас на месте той лестницы коридор со стороны БиЛ, а пол был сделан на одном уровне по всему коридору в 1946 году.

И возможно, что вначале из восточных торцов зала АС был спуск только в переход между платформами. Отделка аванзалов с лестницами ведь отличается от отделки коридоров, сооружённых позже. А выход с АС был изначально со 2 платформы, куда приходили поезда с Арбатской, в ныне замурованной нише с дверкой в начале 2 платформы, почти что у лестниц спуска в торце. На старых схемах выход так обозначен

Link to comment
Share on other sites

Да-да. У Саши Попова есть фото усиления лотка над тоннелем, но нынешний тоннель проходит гораздо дальше от платформы и глубже. А старый вот как раз под этим усилением.

Могло ли быть так: нынешний тоннель из торца 2-й платформы АС был расширен за счёт ранее существовавшего тоннеля под путями на восток от АС, а коридор из торца 1-й платформы АС проложен заново. И от первоначального остался только вход на платформу с перестроенным лестничным наклоном

Link to comment
Share on other sites

Мне интересно, что там за "балка" проходит в теле ходков с путей АС ближе к коридору на БиЛ. Причём со 1-го пути она низкая, а со 2-го - не настолько. Умозрительно этот конструктив не просматривается.

Link to comment
Share on other sites

Ещё мне довелось побывать в помещении за дверкой 1 проёма по 2 пути на АлСаде. Очень любопытное помещение, за ним сохранилась часть коридора 1946 г., соединяющего аванзал и коридор БиЛ. Увы, там женская раздевалка, так что в сам коридор попасть не удалось.

 

Интересно, в какое место коридора БиЛ выводил данный проход?

Где камера гермозатвора сейчас. Сопряжение коридора БиЛ и вестибюля Арбатской 1953 г.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...