«Белорусская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 132+72,3.
Оглавление
Разработчики проекта
Архитекторы
И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, соавторы Я. В. Татаржинская, А. А. Марова, при участии З. Ф. Абрамовой.
Архитекторы западного вестибюля
И. Г. Таранов, Ю. А. Черепанов.
Инженеры-конструкторы
Б. М. Прикот, А. И. Семёнов, К. Сапуненко.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.
Название
Названа по одноимённому вокзалу.
Пересадки
![]() |
«Белорусская» (Замоскворецкая линия) |
Выход в город
- Через западный наземный вестибюль на улицы Грузинский Вал, 1-я и 2-я Брестские, к площади Тверская Застава, железнодорожной станции Белорусская:
![]() |
пригородно-городские поезда Белорусско-Савёловского диаметра. |
![]() |
пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра. |
аэроэкспресс в аэропорт Шереметьево. |
- К пассажирским платформам Белорусского вокзала:
![]() |
поезда дальнего следования. |
- Через восточный подземный вестибюль к улицам Лесная, Бутырский Вал, 1-я, 2-я и 3-я Тверские-Ямские.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 3-стрелочный оборотный тупик со стороны станции «Краснопресненская», который переходит в ССВ с электродепо «Красная Пресня».
Художественное оформление
Художественное оформление станции посвящено теме рассвета культуры и народного хозяйства Белоруссии. Цоколи пилонов облицованы светлым мрамором «коелга». Светильники, размещённые на пилонах, выполнены в виде ваз из стекла и мрамора. Своды потолка декорированы рельефным орнаментом и, впервые применёнными в сооружениях метрополитена, 11 мраморно-мозаичными панно, изображающими жизнь белорусского народа (выполнены мастерами мраморного завода «Метростроя» С. Волковым и И. Морозовым по эскизам художника Г. И. Опрышко). Путевые стены изначально были облицованы цветной метлахской плиткой, сейчас — белой керамической. Пол выложен мелкими гранитными (изначально керамическими) плитками серого, белого и красного цветов и воспроизводит рисунки белорусской народной вышивки.
Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверская Застава. Барельефы по фризу вестибюля выполнили скульпторы С. М. Рабинович и И. Л. Слоним в мастерской С. М. Орлова.
Восточный вестибюль открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице. Стены подземного кассового зала облицованы светлым кафелем с майоликовым панно «Лица мира» португальского художника Грасы Мораиш. Это панно — дар Мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы. До 1997 года восточную торцевую стену центрального зала украшала скульптурная группа «Советская Белоруссия» (скульптор М. Г. Манизер). При строительстве вестибюля скульптурная группа была утрачена.
Три лестницы из центрального зала и переход с эскалаторами ведёт на одноимённую станцию Замоскворецкой линии. Все сооружения перехода богато декорированы разнообразным облицовочным камнем по мотивам белорусского национального орнамента (художник Г. И. Опрышко). Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором. В верхнем аванзале перехода каменной мозаикой оформлены 8 оригинальных мраморных торшеров. Здесь же, в глухом торце аванзала, установлена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульпторы С. М. Орлов, С. М. Рабинович и И. А. Слоним).
Реконструкция перехода
С 29 мая по 10 декабря 2010 года переход между станциями был закрыт на реконструкцию.
Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е25Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.
Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.
Переход был полностью реконструирован: произведена замена гранитного покрытия пола, обновлена мраморная облицовка стен, бережно отреставрирована знаменитая монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны», восстановлена флорентийская мозаика на темы народного белорусского орнамента в оформлении арок. При этом исторический архитектурный облик перехода был полностью сохранён.
Отреставрированы торшеры и настенные светильники, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.
Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации.
В машинном зале эскалаторов установлены кондиционеры.
Награды
В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко удостоены за станцию Сталинской премии.
Фотогалерея
Панно на своде
Переход
Ссылки

- Дата открытия
- 30 января 1952 года
- Классификация
- пересадочная
- Заложение
- глубокое (42,5 м)
- Тип станции
- пилонная трёхсводчатая
- Количество платформ
- 1
- Тип платформ(ы)
- островная
- Форма платформ(ы)
- прямая
- Код станции
- 067
- Пикет
- ПК 132+72,3
- Транспорт
-
Белорусская Белорусская Белорусский вокзал в аэропорт Шереметьево
Кольцевая линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.