Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



Ага, заняться больше нечем, как старый гермозатвор "дёргать". И потом гонять его каждую ночь, ради того, чтобы просто пройти к месту работ.

 

Когда прийдёт время, за одну ночь поставят загрождение.

Link to comment
Share on other sites

Сегодня вечером ехал. Следов закрытия мало, сняли таблички над эскалатором и рекламные щиты. Ну и ещё вывесили объявление о закрытии с 3.07. Не знаю. как закрывать будут, наверное герму поднимут, потому как следов обычных металлических загородок не видно.

Link to comment
Share on other sites

насколько они круглый вестибюль перекроют

http://russos.livejournal.com/459824.html

 

http://russos.ru/img/metro/kurskaya-kolc/kursk.jpg

Edited by Zemelya
Link to comment
Share on other sites

Мне, как жителю района этой станции (только не Курского вокзала, е надо смеяться!), немного жаль всего этого. И стареньких эскалаторов, на которых столько ездил и многого другого. Радует то, что курский вокзал совсем скоро станет современным многофункциональным компексом, а не зданием с полным набором бомжового сервиса.

Очень интересно насколько они круглый вестибюль перекроют, ведь от этого зависит степень "капитальности" ремонта всей этой красоты.

Link to comment
Share on other sites

Наклон закрывают завтра.

Link to comment
Share on other sites

На открытие Добрынинской шла речь, что сегодня закроеться вестибюль. Закрыли?

 

По Курской еще вопрос, что стояло в ее торце до отрытия Чкаловской в 1995-м году. Также нету ли фотографий скульптуры Виссарионача в вестибюле до ее демонтажа?

Link to comment
Share on other sites

~AR~

я про то, что новый мост нельзя строить напротив существующего поскольку это приведет к смешению потоков в лучшем случае и к банальной давке с опциональным падением на рельсы в худьшем случае

Link to comment
Share on other sites

см. абзацем выше

И что? Я там про второй мост нигде не найду. Там только говориться про существующий первый на АПЛ.

Link to comment
Share on other sites

Какая хорошая фотография! Я ещё застал то время, когда эти плафоны в нишах стояли
они там то появлялись, то исчезали. последнее появление - где-то в конце 90-х.

 

Мой друг один из Жулебино ( а он профессионал, ибо Выхино, электрички утром учат жизни ) назвал это всё смасшедшим домом. Похуже чем на Выхино.
на выхино были узкие переходы, на курской все же такого нет. кстати, задумывался о мысли, что надо разделить эту лестницу надвое барьерами - левая половина на спуск, правая на подъем. думаю, это снимет частично проблему смешения потоков.

 

и еще. нормальный переход с курской на чкаловскую, в принципе, предусмотрен. только вот как он будет реализован, я точно не знаю: на курской в любом случае мостик (не напротив существующего, чтобы не было давки, возможно, как на боровицкой и меделеевской, чтобы разнести поток по обоим торцам станции поровну), а вот что на чкаловской - мостик или пересадка в торце, я не знаю.

 

в любом случае, там было бы неплохо сделать второй выход с длинным коридором к Покровке и получить прекрасную пешеходную доступность к тому району, а то на курской-апл возможность построить второй выход (который планировался, правда, не на Покровку) с постройкой перехода на чкаловскую утрачена навсегда.

 

Я думаю, что надо построить второй мост на внешним кольцом напротив первого, который уводил бы пасспоток на ЛДЛ.
см. абзацем выше
Link to comment
Share on other sites

Я думаю, что надо построить второй мост на внешним кольцом напротив первого, который уводил бы пасспоток на ЛДЛ.

Link to comment
Share on other sites

О! Какая хорошая фотография! Я ещё застал то время, когда эти плафоны в нишах стояли :)

Сейчас, кстати, это самое напряжённое место там. на пятачке перед лестницей пересекаются до 6 потоков людей (если пришли одновременно два состава). Причем, пересекаютсмя люди на огромной скорости: с перехода народ летит к поезду в сторону Комсомольской, с этого поезда люди бегут ( иначе невозможно, ибо через 4 секунды затрут и будешь идти стадом по лестнице вверх). Жуть. Мой друг один из Жулебино ( а он профессионал, ибо Выхино, электрички утром учат жизни :lol: ) назвал это всё смасшедшим домом. Похуже чем на Выхино.

Link to comment
Share on other sites

Курская в час пик много лет тому назад.......

http://i040.radikal.ru/0801/76/d28f5db6e741.jpg

Link to comment
Share on other sites

к декабрю пасспоток должен снизится после открытия центрального участка

Снизился?

Link to comment
Share on other sites

на подъём скапливается куча народа, переходящих на ЛЛ

к декабрю пасспоток должен снизится после открытия центрального участка

Link to comment
Share on other sites

он же сдохнет. Там и так в пик нельзя протолкнуться.

Думаю половины трафика не будет с ноября уж точно

Link to comment
Share on other sites

Будут по переходу переходить на нашу Курскую и уже по этому наклону выходить ртадиционно, коллпса не будет

Link to comment
Share on other sites

Главное-что есть с кольцевой "Курской" новый (1994г.) выход в город в противоположном конце зала

НЕ ну вы чего?? он же сдохнет. Там и так в пик нельзя протолкнуться. При трёх машинах на подъём скапливается куча народа, переходящих на ЛЛ, выходящих к электропоездам и в город( в том числе я). А о том, каково спускаться на одной ленте и говорить нечего. С утра в 8 25-30 мин перед на Курскую сскапливается столько народа, что невозможно войти через турникеты- некуда. А на входе на эскалатор часто бывает сильнейшая давка.

Одним словом- будем терпеть...

Link to comment
Share on other sites

В 1995-м сдали "Чкаловскую"? Подзабыл, буду знать!

Link to comment
Share on other sites

1994г.)

1995 года.

Link to comment
Share on other sites

Главное-что есть с кольцевой "Курской" новый (1994г.) выход в город в противоположном конце зала (правда он же переход на "Чкаловскую").

Link to comment
Share on other sites

Grid

После "Добрынинской".

Link to comment
Share on other sites

В сегодняшнем выпуске газеты "Метро" озвучено, что Курская КЛ следующая в списке замены эскалаторов (старый выход). Кто знает - когда начнутся работы после открытия вестибюля Арбатской-глубокой или после открытия вестибюля Добрынинской?

Link to comment
Share on other sites

Точно поменяли

Link to comment
Share on other sites

Скорее всего тоже все поменяли. На всех линиях и станциях с новыми указателями это переимменования особой проблемы не доставляют...

Link to comment
Share on other sites

В Марьино все поменяли. Надо посмотреть остальную ЛЛ.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...