Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



Вторая в метро информационная стойка появится на станции «Курская» Кольцевой линии
Вторая в метро информационная стойка «Живое общение» появится на станции «Курская» Кольцевой линии. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.

«Открытие второй информационной стойки планируется в 2015 г. в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии. Данная станция, также как «Комсомольская», является крупным транспортно-пересадочным узлом», - пояснили в пресс-службе.

В метрополитене отметили, что новые справочные, по предварительным данным, должны заработать еще на одиннадцати станциях метрополитена, прилегающих к вокзалам или находящихся в непосредственной близости от культурно-исторического центра Москвы.
http://www.mskagency.ru/materials/2472911
Link to comment
Share on other sites

Сегодня вечером в час-пик снимали то ли кино, то ли сериал, в общем, не суть. Огородили пространство непосредственно для съёмок, а вокруг столпились люди и снимали то, как снимают. Какой "умный" человек догадался в такое время кино снимать? Почему разрешили?

Я там в это время был, знакомую ждал. Она говорит, что там ещё какой-то манекен из поезда выносили и снимали это. И явно не один раз

Link to comment
Share on other sites

Сегодня вечером в час-пик снимали то ли кино, то ли сериал, в общем, не суть. Огородили пространство непосредственно для съёмок, а вокруг столпились люди и снимали то, как снимают. Какой "умный" человек догадался в такое время кино снимать? Почему разрешили?

Link to comment
Share on other sites

То есть, ограничение по последним дверям полностью снято?

Не по последним, а по первым :)

Да, снято и остановочная планка перенесена дальше от портала тоннеля к концу мраморной постройки на платформе.

Link to comment
Share on other sites

Я думаю, меняли провода, а проложить их нормально сочли недостаточно экономным. И вообще, о чём можно говорить после того, как на Кропоткинской (памятник архитектуры!) новую проводку сделали прямо по колоннам? В переходе между Павелецкими это хотя бы не очень заметно и сами лампы остались на своём месте, а тут...

Edited by Мой комментарий
Link to comment
Share on other sites

Ну, это полное безобразие! Даже если назрела необходимость поменять светильники, то что помешало поставить их в ниши. Особенно поразительно, на фоне того, как грамотно организовывали освещение в отремонтированном вестибюле.

Link to comment
Share on other sites

Опять поганят освещение:

 

http://img62.imageshack.us/img62/6163/0img6552.jpg

 

http://img27.imageshack.us/img27/928/0img6555.jpg

 

Лампы в нишах — оригинал, лампы сверху — халтурный новодел. Совсем скоро там будет не лучше, чем в межэскалаторном зале Таганской после ремонта.

Link to comment
Share on other sites

Интересно, что там было внутри

 

Забавно, что там напольное покрытие осталось старое. То есть вокруг блестящий гранит, ещё не обшарканный, как на прочей станции, а на том месте - прямоугольник из гранитных полосок, ещё более старых, надо полагать, чем прочий пол.

Link to comment
Share on other sites

То есть, ограничение по последним дверям полностью снято?

Link to comment
Share on other sites

На Курской с 1 января перенесли назад остановку первого вагона в сторону Комсомольской. Теперь есть выход из всех дверей. Для этого и разбирали эту постройку из гофрированного железа.

Link to comment
Share on other sites

На перроне, у последнего вагона от "Таганской" разобрали служебное помещение. Интересно, что там было внутри. Фото:

http://s16.radikal.ru/i191/1112/24/6ca147dd797et.jpg

Думал, теперь там будет останавливаться последний вагон, но нет, останавливается по старинке.

Link to comment
Share on other sites

За несколько дней до открытия вестибюля цветок ещё не был покрашен этой странной розоватой краской и был белоснежным. Вот это смотрелось потрясающе.

Link to comment
Share on other sites

Cypok

Конечно, вождь должен быть:)

MetroGirl

А кто сказал, что жёлтый - правильный цвет?

Link to comment
Share on other sites

В нише в конце перехода что-то должно быть/было или нет?

Link to comment
Share on other sites

что неочень понравилось в реставрации,

то что *Каменный Цветок* вместо золотого, сделали непонятно-белого цвета :huh:

фото от Russosa

kurskaya_kolc_rn_09.jpg так было :yeah:

kurskaya_kolc_rn_63.jpg так стало :blink:

 

несовсем понятно чем вызвана разница в *желтых* цветах

kurskaya_kolc_rn_31.jpg было

kurskaya_kolc_rn_091.jpg стало

Edited by MetroGirl
Link to comment
Share on other sites

переход на "Курской". Обратите внимание на пол.

фото 59501759_1274864651_Pol_v_perehode_na_Kurskoy.jpg 59501745_1274863939_Kurskaya__perehod.jpg

Edited by MetroGirl
Link to comment
Share on other sites

Тема "Курской" видимо стала бессмертной... и бесконечной, как

поэма Дмитрия Быкова: Скрижали станции метро "Курская" и всея Руси
На днях — исторической правде в угоду

— на «Курской» явилась златая скрижаль:

«Нас вырастил Сталин на верность народу».

И ладно, пускай себе пишут, не жаль.

Естественно, правые взвыли: «Доколе?!»

Их очень обидели эти слова.

А что же, не Сталин вас вырастил, что ли?

Да вы на себя поглядите сперва!

 

Зачем ты теперь, оппозиция, гнобишь

проклятые нравы тридцатых годов?

Едва появилась статья Литвинович,

ты сразу по-сталински: «Вон из рядов!»

В сравненье с эпохой колымского ада

сегодня, конечно, почти благодать,

— но гражданам большего счастья не надо,

как снова кому-то руки не подать.

 

Как мудро сказал незашоренный некто

в начале разнузданных ельцинских лет:

«У нас из всего получается секта,

а церкви при этом по-прежнему нет».

Каспаровцы — секта, но «Наши» — подавно.

Свободных в России сыскать тяжело.

При Сталине все это сделалось явно,

но, кстати, при Ленине тоже цвело.

 

И так как наш социум столь неизменен,

о чем Чаадаев еще говорил,

— в цитате на «Курской» прибавился Ленин,

который и Сталину путь озарил.

И сызнова правые взвыли от боли,

и сызнова начали ваньку валять…

А что же, не Ленин нас вырастил, что ли?

Во всем интернете орут: «’асст’елять!»

 

Как будто не ждем с упоением все мы

(с заклятым врагом эти чувства деля)

коллапса, разрухи и краха системы,

чтоб ту же систему отстроить с нуля?

Сценарий изучен и обыкновенен,

с рождения знает о нем большинство,

и пусть уж на «Курской» засветится Ленин

— но это же все началось не с него!

 

Мне ясно к две тыщи девятому году,

что Ленин не выдумал этот прием:

нас вырастил Петр на верность народу,

и Меншиков был олигархом при нем.

Мы знаем конфликт государевой воли

и косного, злого родного нутра.

А что же, не Петр нас вырастил, что ли?

Да все, что сегодня, пошло от Петра!

 

Хоть связи времен не понять остолопу,

но умному проще эпохи связать:

мы вечно окно прорубаем в Европу

— затем лишь, чтоб ж… в него показать.

И если уж памятник делать на «Курской»

— то я предпочел бы проснуться с утра

и вязью российской, торжественно-тусклой,

увидеть над Лениным имя Петра.

 

А в сущности, если по белому своду

писать осчастлививших эту юдоль:

«Нас вырастил Грозный на верность народу!»

А что же, не Грозный нас вырастил, что ли?

Мы все, от мерзейших до самых приличных,

от ненцев до русских, живущих в Крыму,

всё делим страну на своих и опричных,

а в целом она не нужна никому.

 

Нам слишком милы, что всего безобразней,

скачки и прорывы в манере Москвы

— ценой разоренья и массовых казней

(с ценою порядок, с рывками — увы).

При Грозном сбежал опозоренный Курбский,

при нем прокатилась аннексий волна…

Мне как-то без Грозного скучно на «Курской».

Признаться, она без него неполна.

 

Но граждане! Это заложено сроду.

Поэтому я бы вписал наверху:

«Нас вырастил Рюрик на верность народу»,

хотя этот Рюрик неведомо who.

Славяне ленились свой ум будоражить,

им нравились пахота, пьянка, разбой

— и Рюрика с братцем позвали покняжить

и все, что захочется, делать с собой.

 

Теперь это дело проходится в школе,

но с властью в Отечестве та же байда.

А что же, не Рюрик вас вырастил, что ли?

Хоть пару отличий найдите тогда!

В российской истории много диковин,

Отечество помнит своих протеже,

и ежели выписать всех, кто виновен,

— там поезду места не будет уже.

 

Спасителям Родины нет переводу,

и мой вариант удивительно смел:

«Нас вырастил кто-то на верность народу»,

чтоб каждый подставил, кого захотел.

И купол роскошный останется белым,

и меньше заботы для мэра Москвы!

Какая нам разница, кто это сделал?

Истории важно, что мы таковы:

не помним уроков. Не любим свободу. Привыкли выигрывать спор кирпичом.

«НАС ВЫРАСТИЛ КТО-ТО НА ВЕРНОСТЬ НАРОДУ!»

С него и спросите. А мы ни при чем.

Дмитрий Быков

Найдено тут: http://www.liveinternet.ru/users/1168521/post113083096/

Link to comment
Share on other sites

В нише для статуи кто-то поставил иконку. Причём её никто не убрал.

 

tn_gallery_452_501_3915.jpg

Link to comment
Share on other sites

P.S. Хотя надпись как-то коряво вставили

Судя по фотографиям - вполне нормально сделали. Тем более, что делали в спешке. Главное, чтобы не отвалилось потом ничего. Хотя, думаю, что те, кто устанавливал буквы, своё дело знают.

 

Например, буква "З" в слове "ОЗАРИЛ" уже наполовину отвалилась :[

Link to comment
Share on other sites

Сбор подписей за сохранение имени Сталина на станции «Курская»

 

http://www.za-stalina.ru/

Link to comment
Share on other sites

P.S. Хотя надпись как-то коряво вставили

Судя по фотографиям - вполне нормально сделали. Тем более, что делали в спешке. Главное, чтобы не отвалилось потом ничего. Хотя, думаю, что те, кто устанавливал буквы, своё дело знают.

Link to comment
Share on other sites

В блоге Московский метрополитен опубликована новая запись.

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы...

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

 

med_gallery_2996_613_1571264.jpg

И Ленин великий нам путь озарил.

 

med_gallery_2996_613_350798.jpg

 

Нас вырастил Сталин на верность народу,

 

med_gallery_2996_613_166309.jpg

 

На труд и на подвиги нас вдохновил!

 

med_gallery_2996_613_397173.jpg

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

Поздравляю вас, господа, с окончательным возвращением станции исторического облика!!!

Надеюсь, сегодня реконструкция вестибюля полностью завершена!

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

 

 

P.S. Хотя надпись как-то коряво вставили :[

Edited by Hyperion
Link to comment
Share on other sites

http://www.ljplus.ru/img4/p/i/piggy_toy/nomorestalin1.jpg

 

идет демонтаж второй части четверостишья, которая переедет на противоположную сторону.

 

http://russos.livejournal.com/629211.html

Link to comment
Share on other sites

Ну так это же прекрасно! Сделали бы это с самого начало - не было бы этих многочисленных обвинений в ресталинизации. А то непонятно - почему Ленина убрали и заменили Сталиным. Из-за этих раздолбаев мировые СМИ теперь обвиняют Кремль в восстановлении культа личности!

 

При реставрации статую на место не вернули, почему - неизвестно.

Как раз известно, Гаев же говорил. Просто оригинальную статую не нашли, а копию не захотели делать.

 

Можно позаимствовать статую из Парка Идолов около Третьяковской Галереи на "Октябрьской". Она была сделана по такому же типу.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...