Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



При реставрации статую на место не вернули, почему - неизвестно.

Как раз известно, Гаев же говорил. Просто оригинальную статую не нашли, а копию не захотели делать.

Link to comment
Share on other sites

Думаю, что статую не вернут.

Link to comment
Share on other sites

Ленин составит компанию Сталину на станции метро "Курская
Глава московского метро Дмитрий Гаев пообещал восстановить в изначальном виде цитату на станции метро "Курская", пишет 22 октября газета "Известия". К восстановленной строчке из гимна Советского Союза с упоминанием Сталина добавится ее вторая половина: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/ И Ленин великий нам путь озарил".
Как рассказал изданию Гаев, полную цитату из гимна планировалось восстановить с самого начала, однако исполнители работ по реставрации "Курской" "сдуру не поняли задачу". Гаев пообещал, что цитату восстановят полностью "в ближайшие дни". "Текст будет висеть полный. Такой, какой он был при открытии станции", - заявил Гаев.
При этом он подчеркнул, что сначала надпись планировалось восстановить в ночь на 22 октября, но он запретил. "А то скажут еще, что возвращение Ленина приурочили ко дню рождения Гаева, начнут болтать, сплетни распускать", - цитирует слова начальника метрополитена газета. (День рождения Гаева 21 октября. - Прим. "Лента.ру".)
Станция метро "Курская" была открыта 1 января 1950 года - тогда на основании купола вестибюля станции был размещен второй куплет гимна Советского союза: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/ И Ленин великий нам путь озарил./ Нас вырастил Сталин на верность народу,/ На труд и на подвиги нас вдохновил". В 1961 году по инициативе Никиты Хрущева вторую половину надписи убрали.
С того времени и до начала реставрации станции в вестибюле оставалась только первая половина куплета. После того как станция была открыта по окончании восстановительных работ 25 августа 2009 года, выяснилось, что в ходе реставрации первую половину куплета заменили на вторую и, вдобавок, разместили в вестибюле станции надписи "За Родину, за Сталина".
Все это вызвало возмущение общественности: против упоминания имени Сталина в метро выступили правозащитники и Российская православная церковь. Накануне стало известно, что к ним присоединился и Комитет по культурному наследию Москвы (Москомнаследие), в котором заявили, что реставрация станции не была согласована с ними. "Если хотите восстанавливать историческую справедливость, то возвращайте все четыре строки", - заявили "Известиям" в Москомнаследии.
В изначальном варианте оформления станции в вестибюле также стояла статуя Сталина, ее убрали приблизительно в одно время с надписью с упоминанием его имени. При реставрации статую на место не вернули, почему - неизвестно.

Источник: Лента.ру.

Всё, логическое завершение. Или ждём памятник Сталину?
Link to comment
Share on other sites

"Трещина" давненько там уже, да и думается мне, что это не трещина, а кто-то полосанул чем-то железным и содрал штукатурку.

Link to comment
Share on other sites

На недавно открытом после реконструкции наклоне уже появилась первая трещина.

tn_gallery_6024_279_119791.jpg

Протечки не видать, и трещину попытались закрасить, но вид конечно она портит.

Link to comment
Share on other sites

Между прочим, постановление ХХ съезда о преодолении культа личности известного персонажа никто не отменял!

А это какой партии? :lol:

А ещё решения каких партий, никто не отменял? :lol:

Link to comment
Share on other sites

Серокой

Упор делается на сохранении истории.

 

На права этим персонажам глубоко наплевать, а вот политическим охаиванием заняться по кайфу.

 

Между прочим, постановление ХХ съезда о преодолении культа личности известного персонажа никто не отменял!

Ну и вообще достаточно нелогично: а Ленин им чем не угодил, раз такие "восстановители" и (наверное?) "правоверные" коммунисты?

Link to comment
Share on other sites

Скорее отмыли и обновили - отделку стен, например, или полы. Иногда с декоративными элементами.

Link to comment
Share on other sites

А что там именно воссоздали? :huh:

Link to comment
Share on other sites

Разумеется, я не про ту порнографию, что поставили возле перехода на АПЛ

Эта "порнография" всяко лучше заплеванных площадок, на которых красовались сидящие бомжи последние лет десять, имхо.

 

Олег

Собственно, люстры в ЦЗ Курской-КЛ?

Не только. Мне также нравятся отреставрированные вестибюли "Таганской", "Добрынинской", "Семеновской" и "Электрозаводской", например.

Link to comment
Share on other sites

Точно??? :blink:

 

Какие фрагменты?

Центральные фрагменты люстр, висящих под потолком в ЦЗ.

До реконструкции ремонта на них не было вертикальных трубок. Были утрачены когда-то. Теперь вернули (как и было изначально).

 

Разумеется, я не про ту порнографию, что поставили возле перехода на АПЛ :abuse:

Edited by Dionysos
Link to comment
Share on other sites

фрагменты

Какие фрагменты? Там стоят полностью новые люстры.

Link to comment
Share on other sites

Олег

Собственно, люстры в ЦЗ Курской-КЛ? Отчасти да, но там надо было лишь фрагменты утерянные восстановить... всяко легче и дешевле.

Впрочем, хотелось бы ошибаться :)

Link to comment
Share on other sites

А вот чтоб вернули красоту там, где в 70-х уже сломали (Киевская-ФЛ, Партизанская итд итп) – к сожалению, приходится только мечтать

Ну, всё не так плохо. Последние опыты по реконструкции на старых станциях показывают, что старое может быть возвращено хотя бы в очень похожем виде, если уж не в аутентичном.

Link to comment
Share on other sites

А вот освещение - это не та тема... Тут есть санэпиднадзор со своими нормами.

Ну почему же... Если раньше, в 70-х, единственным способом увеличить освещение на старых станциях было сломать старые красивые светильники, рассчитанные на лампы накаливания, и повесить страшные и примитивные с люминесцентными трубками, то сейчас есть яркие энергосберегающие лампы, прекрасно вкручивающиеся в старые патроны старых светильников ;) Что и видим на многих станциях, и это хорошо.

А вот чтоб вернули красоту там, где в 70-х уже сломали (Киевская-ФЛ, Партизанская итд итп) – к сожалению, приходится только мечтать :(

Link to comment
Share on other sites

LokomotivenFurer

Ну так это надо не здесь жаловаться.

Link to comment
Share on other sites

По первому пути слишком яркое освещение! В голове состава! Глаза режет, когда из трубы въезжаешь на станцию. Последний плафон над будкой надо убирать или гасить.

Link to comment
Share on other sites

А вот освещение - это не та тема... Тут есть санэпиднадзор со своими нормами. И никуда от него не прыгнешь.

Еще роспотреб надзор и Дмитрий Анатольевич Медведев призывающий эффективней исползовать электроэнергию. Я с ним полностью согласен!

Link to comment
Share on other sites

atila

Статуи на складе не нашли.

Link to comment
Share on other sites

Востановление исторического облика и вообще сделанную реставрацию категорически привествую.

Лишь неправильно восстановленная надпись обескураживает. И жалко, что не вернули на место статую.

Я не и не за Сталина и не против. Это просто наша история. А без статуи теряется пафос и дух того времени.

Но в целом Гаев молодец.

Link to comment
Share on other sites

А вот освещение - это не та тема... Тут есть санэпиднадзор со своими нормами. И никуда от него не прыгнешь.

Link to comment
Share on other sites

Восстановление исторического облика очень приветствую - как из эстетических соображений, так и из соображения здоровья нации. Думаю, что, кто сейчас возмущаются появлению у них перед носом жупела/бяки, дальше своего носа не видят. Очень хотелось бы, чтобы во время интернет-общения с тов. Гаевым ему каждый раз кто-нибудь задавал вопрос о воостановлении освещения станций в историческом обликее - это настолько важная вещь, что сразу исправляет все огрехи против порчи исторических стен и прочее.

Link to comment
Share on other sites

Что бы это значило?
Только то, что звёзды и скульптуры появились на Курской ещё "при Сталине".
Link to comment
Share on other sites

Нашёл вот такую фотографию.

http://www.kommersant.ru/ImagesVlast/Vlast/2005/018/kv18_0150002.jpg

В отличии от этой :

post-12787-1251312549_thumb.jpg

 

Фотография Fire

 

видны и звёзды на колоннах, и скульптуры наверху.

 

Что бы это значило?

:idontno:

Link to comment
Share on other sites

Сталину посвещена отдельная тема.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...