Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



Вчерашний материал из"Российской газеты"

 

Курская" снова как новая
25 августа 2009 г.

Ольга Масюкевич

 

Сегодня после реконструкции открылся один из самых красивых наземных вестибюлей столичной подземки - вход на станцию метро "Курская-Кольцевая". Теперь он выглядит почти так же, как пятьдесят девять лет назад.

 

На обновление вестибюля потребовалось больше года, хотя непосредственно реставрационные работы велись всего два месяца. Еще одиннадцать ушло на замену эскалаторов и турникетов, обновление коммуникаций, систем видеонаблюдения, пожаротушения, вентиляции и энергоснабжения. Но больше всего начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев гордится тем, что станция "Курская" - памятник архитектуры, восстановлена так, что не возникает вопросов даже у самых строгих ревнителей истории. "Даже люстры восстановлены в том виде, какими они были при установке в 1949 году, - рассказал главный инженер ЗАО "Метроинжреконструкция" Сергей Ковалев.

 

Отреставрированы скульптуры, светильники, торшеры, восстановлены орнамент, пол и лестничные марши. А фасад здания словно светится - его мраморные колонны отмыли и отчистили от скопившейся за десятилетия грязи и пыли.

 

Есть и перемены. Боковые порталы вестибюля прежде имели исключительно декоративную функцию. Теперь в одном из них расположился оборудованный по последнему слову техники пост милиции, а в другом разместились три дополнительные кассы, которые увеличат пропускную способность станции. Нет и известной москвичам по старым фотографиям скульптуры Иосифа Сталина. Как рассказал Гаев, она была утрачена еще в конце 50-х годов: "Мы прорабатывали вопрос, не поставить ли другой памятник, но решили оставить просто световую нишу".

 

Столкнулись реставраторы с еще одной проблемой: месторождения мрамора, пошедшего на полы и стены станции, больше не существует. Пришлось искать наиболее похожий по рисунку. "Из-за рубежа привозили", - рассказал руководитель группы реконструкции Анатолий Бровченко.

 

Реконструкция обошлась в 120 миллионов рублей. Но метрополитен не собирается останавливаться на этом. Уже в текущем году начнутся работы на станции "Белорусская" Кольцевой линии, а также в переходе с "Белорусской-Кольцевой" на "Белорусскую-Радиальную". Кроме того, после завершения замены эскалаторов и реконструкции выхода со станции "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии на Никольскую улицу закроется вестибюль станции "Октябрьская" Кольцевой линии. Не менее красивым Дмитрий Гаев пообещал сделать и вестибюль "Площади революции", который очень сильно запущен.

 

Следующая на очереди - станция "Парк культуры" Кольцевой линии. В 2011 году ее планируют закрыть, так как второго выхода она не имеет. "Понимаем, какими неудобствами это чревато для пассажиров, - говорит Гаев. - Но другого пути нет, необходимо заменить эскалаторы и привести в порядок и вестибюль". Впрочем, ремонтники стараются доставить как можно меньше проблем москвичам и гостям столицы: одновременно работы ведутся не более, чем на двух станциях метро, и обязательно на разных ветках.

 

А вот реализация программы строительства вторых выходов на действующих станциях метрополитена начнется не раньше 2012 года. Объясняется это тем, что при сложившейся застройке города очень трудно найти место для новых вестибюлей. "Будем надеяться, что архитекторы предложат инженерные решения, которые позволят обойтись без сносов", - заявил глава подземки.

 

Link to comment
Share on other sites

Главное чтобы не наставили опять ларьков и не сорвали звездочки с портика как когда-то.

А так вестибюль великолепен.

Link to comment
Share on other sites

Еще было бы лучше если бы и скульптуру вернули.

Согласен. Но нет её :( А делать заново в данном случае всё-таки не правильно.

 

P.S. А за слова им "респект" и "уважуха".

Link to comment
Share on other sites

Отлично, что надписи восстановили. Еще было бы лучше если бы и скульптуру вернули.

Link to comment
Share on other sites

Видеорепортажи от:

Вести-Москва (утреннее);

Вести-Москва (вечернее);

ТВЦ.

Ещё был по "Столице", но сайт не доступен.

Edited by Zemelya
Link to comment
Share on other sites

Серокой

Упор делается на сохранении истории.

Link to comment
Share on other sites

Кстати, буквы СТАЛИН в слове Сталинград выглядят как прилепленные позже.

 

Ого, и из гимна старого слова, со Сталиным!

Link to comment
Share on other sites

За время нашего пребывания, я не увидел, не одного знакомого лица. Честно, говоря не понравилось, как сделали. Видно, что очень спешили, поэтому и качество страдает. Реставрация требует времени и денег, тут, судя по всему, не было не того не другого. К сожалению, здесь не уделено внимание мелочам.

В общем, не зачёт.

И не надо бросать в меня тухлые помидоры, это лишь моё мнение.

Link to comment
Share on other sites

Так, коллеги, где отчеты с мероприятия и фоторепортажи?

Наверняка там было много форумчан!

 

Мне жутко любопытно! Выкладывайте! :shuffle:

Link to comment
Share on other sites

Все надписи действительно восстанавливали именно в том виде, в котором они появились на станции при строительстве. Была идея и скульптуру восстановить, но только в том случае, если бы она была оригинальная. Не нашли. Сталина там не будет.

Link to comment
Share on other sites

Неужели плитку сложно было у входа положить? :idontno:

Link to comment
Share on other sites

Завтра, 25 августа открывается наземный вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии

 

Побывал сегодня во вновь открытом вестибюле. Думаю, что качественные фотографии ещё появятся, а пока общие впечатления.

tn_gallery_12249_611_60819.jpg tn_gallery_12249_611_180582.jpg tn_gallery_12249_611_159199.jpg

 

Очень пустынно выглядит ниша в центре вестибюля (там где стоял Сталин?). Теперь там только одиноко висит камера наблюдения. Видно, что спешили и кое-что недоделали. Например, не покрасили белым щиты над лестницами, ведущими вниз (надписи закрашены жёлтой краской), не восстановили толком декоративные мечи:

 

tn_gallery_12249_611_136937.jpg tn_gallery_12249_611_215251.jpg

 

Кстати, буквы СТАЛИН в слове Сталинград выглядят как прилепленные позже. Что было на их месте? Ничего или было написано "Волгоград"?

Метрореклама выдала чудесное цветовое решение на стенде. Кольцевая линия стала зелёной, а Сокольническая - бордовой.

 

tn_gallery_12249_611_554544.jpg tn_gallery_12249_611_427522.jpg

Link to comment
Share on other sites

В блоге Московский метрополитен опубликована новая запись.

 

Завтра, 25 августа открывается наземный вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии

 

Открытие наземного вестибюля станции «Курская»

 

25 августа 2009 года в 11:00 после реконструкции вновь открывается для пассажиров наземный вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии.

 

За время реконструкции в наземном вестибюле были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры,...

 

Прочесть полностью...

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

Прошедшей ночью начался разбор заграждений выхода к вестибюлю Курской Кольцевой:

 

вот фотография (по клику в большем разрешении):

 

http://metro-photo.ru/data/thumbnails/36/011_2.JPG

 

Открытие по разным источникам от работников: то понедельник, то 25 августа

Link to comment
Share on other sites

Кстати, на самой станции можно услышать четырёхтоновый сигнал прибытия поезда.

Link to comment
Share on other sites

Нашёл (к сожалению, крайне небольшого размера) фотографию центрального зала Курской с пресловутыми светильниками. Видно чётко, что они были не такие же, какие оставались год назад в наземном вестибюле.

http://books.interros.ru/metro/images/196/metro062.jpg

 

они были не такие же, какие оставались год назад в наземном вестибюле.

Зато точно такие же, как в аванзале, на эскалаторной балюстраде (или как её назвать, в общем, горизонтальный портал в аванзал). Сегодня специально пронаблюдал, съездил.

Edited by Серокой
Link to comment
Share on other sites

Идет реставрация.

Link to comment
Share on other sites

Сегодня проходил мимо пока ещё закрытого наземного вестибюля станции, так вот что меня удивило! На плакате о сроке ремонта станции сегодня появилась новая дата окончания работ 01.11.2009. Раньше говорили о июле! Странно, что так долго будут доделывать выход в наземный павильон?! :( Вроде бы основной объём работ - это как раз замена эскалаторов. С чем это может быть связано?

Link to comment
Share on other sites

А вот новые в стиле английского средневековья

Скорее в "стиле" пластик плюс золотая краска.

Link to comment
Share on other sites

Нутк! Никто не знает где сии торшеры :mellow:

Расколотили. Оставшиеся — под замену существующих. Потому что новое стекло вряд ли кто-то заказывал и закажет: это всё штучное изготовление под заказ за бешеные деньги.

 

А вот новые в стиле английского средневековья ну вообще никак туда не вписываются…

Link to comment
Share on other sites

Вчера был на "Строгино". В восточном вестибюле черные столбики-стойки, оставшиеся от нескольких таксофонов, выглядят уж слишком сиротливо.

Link to comment
Share on other sites

Дурень

Началось... У ОАО МГТС есть программа ликвидации нерентабельных таксофонов. Каким боком ДВГ относится к МГТС?!!!

Link to comment
Share on other sites

Я так понял, закладывание наглухо удобных телефонных кабин - это уже традиция? :(

Чем же они так ДВГ не нравятся?

Link to comment
Share on other sites

В центральном зале стояли точно такие же.

Ну их я еще помню, слава Богу.

 

В 80-90е годы тянули все, что (особенно у государства) плохо лежит, со страшной силой...

Нутк! Никто не знает где сии торшеры :mellow:

Fire

Всё верно;)

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...