Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



Поясняю точнее ответ fun и объясняю подробнее Серокой

 

__________.JPG

Красной стрелкой примерно показан откуда и куда вел проход с аванзала Курской в вокзал. Это слева при выходе из "сегодняшнего" прохода. Вполне возможно что он был не прямой а с некоторой кривизной.

На месте выхода в вокзале сейчас ремонтируется бутик, рядом с камерой хранения.

Link to comment
Share on other sites

Хотите сказать, что это они и есть?

 

Нет, эти там были изначально. В центральном зале стояли точно такие же. А эти можно было бы и за компанию "на дачку" прихватить, если уж кому-то понадобилось "расхищать социалистическую собственность"... В 80-90е годы тянули все, что (особенно у государства) плохо лежит, со страшной силой...

Link to comment
Share on other sites

За сам вестибюль свиду и не брались вовсе. А внутри что происходит?

 

Ну снаружи сделали только капитально крышу... поменяли несущие лаги и перекрыли железо на крыше. Мне вот тоже интересно,когда его будут доделывать!

 

Да, вот ещё что заметил... В переходе между Курскими тоже сделали ремонт и вернули после реставрации медальоны на стены! Я уже думал, что их мы потеряли насовсем, а оказывается их тоже реставрировали! Очень приятно удивлён. :yeah:

Link to comment
Share on other sites

За сам вестибюль свиду и не брались вовсе. А внутри что происходит?

Link to comment
Share on other sites

На самом Курском ещё есть выход в город, наверх из одного из туннелей, прикрыт сверху бетонной плитой, камеру хранения устроили, выход из метро туда был? То есть в соседний туннель?

Нет. Он выходил практически туда же, куда выходит имеющийся сейчас выход в цоколь. Если стоять спиной к нему, то то место, где выходит закрытый выход будет слева в торце. Сейчас там упер мега камера хранения с рентгеновскими аппаратами.

Link to comment
Share on other sites

А что заделано этими желтыми гофролистами?

Выход в наземный вестибюль. Какая разница, чем, всё равно временно же. Могли б вообще не покрасить, а так более-менее в тёплые тона.

Link to comment
Share on other sites

med_gallery_5561_417_33777.jpg

А что заделано этими желтыми гофролистами?? Ничего другого придумать не могли? Очень убого смотрится. Хотя бы уж цвет другой подобрали.

Edited by Ivan009
Link to comment
Share on other sites

Я бы показал всё на схеме

На самом Курском ещё есть выход в город, наверх из одного из туннелей, прикрыт сверху бетонной плитой, камеру хранения устроили, выход из метро туда был? То есть в соседний туннель?

А вы видели его работающим?

 

_________________

 

Кстати, выпускных турникетов в вокзал оставили всего 2. То есть их и было немного, но таки кажется 3.

Link to comment
Share on other sites

Сами светильники были точно такими же, какие до сих пор стоят в аванзале над эскалаторами на Курскую-кольцевую. Ни на какую "дачку" их никто не увез, как можно заметить...

Хотите сказать, что это они и есть?

Link to comment
Share on other sites

К сожалению, при близком рассмотрении, торшеры оказываются весьма убогими. ОДин из них вовсе стоит криво, а другой того гляди упадёт от прикасновения пальцем. Жаль, что то, что тут было раньше наверняка стоит у кого нибудь на дачке.

 

В комментах у Руссоса написано, что светильники в центральной части зала были убраны после того, как один из них был разбит и одну женщину сильно порезало стеклом. Сами светильники были точно такими же, какие до сих пор стоят в аванзале над эскалаторами на Курскую-кольцевую. Ни на какую "дачку" их никто не увез, как можно заметить...

Link to comment
Share on other sites

Вероятно...

Тым был раньше маленький павильон. там тоже было 2 кассы. Его снесли. Вместо него стоят турникеты. Я бы показал всё на схеме, да с ... сайта скопировать не могу.

Link to comment
Share on other sites

Вероятно...где-то надо сделать всё же, метро ведь у нас пока не бесплатное, нужно ведь дать возможность людям без очереди оплатить поездку на вокзальной станции.

Link to comment
Share on other sites

Возможно, будут теперь делать их из лёгких конструкционных материалов прямо в вестибюле, на границе с существующим кассовым узлом?

Там, где турникеты?

Link to comment
Share on other sites

На фотографиях видны просторные помещения, почему же за более чем полгода реконструкции не сделаны нормальные кассовые помещения, хотя бы на 5 окошек? Возможно, будут теперь делать их из лёгких конструкционных материалов прямо в вестибюле, на границе с существующим кассовым узлом?

Edited by Kirgam
Link to comment
Share on other sites

Читаем после этого сообщения и ниже.

 

Блин, я читал это ещё итогда, когда писал там. :) Но я понял так, что ТАМ речь о наземном вестибюле, а не аванзале. Я совсем запутался, можно как-то всё ж схемой пояснить?

Link to comment
Share on other sites

Прекрасную лепную розетку над центром зала заново побелили и оштукатурили. Это место- одно из самый ужасных ан станции в плане протечек. С ними боролись как могли в течение многих лет.

med_gallery_5561_417_7378.jpg

Сейчас кардинальных мер не предприняли, хотя откалывали часть облицовки. Сделали дренажи по 4 углам.

На полу выложен квадрат из новых плит.

med_gallery_5561_417_204821.jpg

med_gallery_5561_417_63933.jpgФото сделано 13.05

med_gallery_5561_417_41904.jpg

 

med_gallery_5561_417_227030.jpg

С праздником, родная Курская! default_gotov.gif

 

 

Не понял? Это про какой тоннель? Я сегодня только прошёл в цокольный этаж. А какой ещё был-то и куда он вёл?

https://www.nashtransport.ru/index.php?s=&s...st&p=300607

 

Читаем после

этого сообщения и ниже.

Link to comment
Share on other sites

Теперь про тоннель в вокзал. О нём проскальзывал вопрос в теме. Теперь его нет. Сам тоннель располагается за палаткой "Буфет метро" и его видно даже на фото. Теперь он заделан глухой стеной.

 

Не понял? Это про какой тоннель? Я сегодня только прошёл в цокольный этаж. А какой ещё был-то и куда он вёл?

 

А вообще - спасибо за репортаж! :)

Link to comment
Share on other sites

Итак.

Про проход в вокзал. Открыты оба прохода: и тот,который от эскалатора налево( он ведёт в цокольный этаж нового здания вокзала), и тот,который прямо и правее. Они всегда были. О тоннеле в вокзал, который был долгое время закрыт- позже.

 

14 мая 2009 года, накануне Дня рождения Московского мтеорполитена, открыт после реконструкции вход на станцию Курская.

 

med_gallery_5561_417_76774.jpg

 

Если идти из тоннеля Курского вокзала, то нашему взору предстаёт современно отделанный кассовый зал, в котором, как было уже верно подмечено, всего 2 кассы. Больше там конструктивно невозможно сделать. Напротив касс- большое стекло милицейской конторы (надеюсь, мусора не будут теперь отбрёхиваться от требований выгнать греющихся зимой бомжей между дверьми на входе(там калориферы), ибо часто там набивается эта "газовая камера" под завязку. Без противогаза не пройдёшь.).

med_gallery_5561_417_129284.jpg

med_gallery_5561_417_65072.jpg

 

Стоит отметить, что в кассовом зале понизили уровень потолка для того, чтобы встроить новые светильники.

 

Спускаемся по лесенке и перед нами предстаёт стройный ряд стеклодверчатых турникетов. Их стало намного больше, в том числе, несколько турникетов заняли место деревянного павильончика с кассами, которого теперь нет.

med_gallery_5561_417_33777.jpg

med_gallery_5561_417_25289.jpg

Аванзал поражает своим велоиклепием. В первую очередь, зеркально отполированным старым камнем и не менее прекрасным новым полом. Кажется, будто никогда такой красоты не было. Даже в 50-хх.

med_gallery_5561_417_167586.jpg

med_gallery_5561_417_81143.jpg

 

А вот и первый сюрприз. Пропали кабинки с телефонами- автоматами, которые были тут всегда. Между декоративными колоннами.

med_gallery_5561_417_231558.jpg

Получался этакий портик. Теперь без них это выглядит ,мягко скажем, глупо.

Аванзал выглядит просто огромным. Благодаря убранным отсюда многочисленным палаткам.

med_gallery_5561_417_12803.jpg

med_gallery_5561_417_50080.jpg

 

Теперь про тоннель в вокзал. О нём проскальзывал вопрос в теме. Теперь его нет. Сам тоннель располагается за палаткой "Буфет метро" и его видно даже на фото. Теперь он заделан глухой стеной.

 

Знаменитая колонна не требует комментариев.

med_gallery_5561_417_34599.jpg

med_gallery_5561_417_180401.jpg

 

Торшеры с балюстрады над эскалаторами никуда не исчезли. Сверкают.

Проход в цокольный этаж вокзала тоже неплохо отделан. На стенах мрамор вместо приторной плитки. Фоток нет.

 

Наклонный ход ничем не примечателен.

med_gallery_5561_417_147599.jpg

Спускаемся.

med_gallery_5561_417_246327.jpg

med_gallery_5561_417_673686.jpg

med_gallery_5561_417_214443.jpg

 

Ну и пару слов о самой станции.

Светло.

Очень.

Шучу. Этим я не ограничюсь. Скажем большое спасибо руководителям реконструкции за то, что станции вернули исторический вид.

med_gallery_5561_417_42674.jpg

 

med_gallery_5561_417_376605.jpg Фото сделано 13.05

Для тех, кто не знает: люстры потеряли в некие нехроошие года вертикальные лампы. Сейчас их вернули, заодно отчистив прекрасную латунь.

Также, заново обретя торшеры в нишах в центре зала, станция получила новый оттенок.

med_gallery_5561_417_396690.jpg

Вращаться в этой каше из людей стало веселее и светлее. К сожалению, при близком рассмотрении, торшеры оказываются весьма убогими. ОДин из них вовсе стоит криво, а другой того гляди упадёт от прикасновения пальцем. Жаль, что то, что тут было раньше наверняка стоит у кого нибудь на дачке. Вообще, строительные работы на станции выполнены весьма халтурно. Не все, но есть моменты.

med_gallery_5561_417_717653.jpg

Продолжение следует...

Link to comment
Share on other sites

Да, прямой проход на вокзал есть. И "кривой" в улице Казакова и на платформы. Нет только выхода в наземный вестибюль.

Link to comment
Share on other sites

Первое впечатление от станции - ослепляюще светло. Выход прямо в здание вокзала, по-видимому, есть (с эскалатора налево и назад), но он, вроде бы, и раньше был.

Мало касс на входе прямо, всего 2. Создаются большие очереди.

Кроме того, я возле этих самых новых касс впервые увидел схему метро с "Выставочной" и "Новоясеневской". Сделаны эти надписи, правда, путём наклеивания.

Link to comment
Share on other sites

обещанный проход прямо в вокзал из вестибюля сделали?
Проход открыт в оба направления, и люди там ходили (больше ничего не знаю, т.к. не пользовался им вообще никогда и не знаю, что там дальше).
Link to comment
Share on other sites

Завтра буду как раз через Курскую проезжать, могу подробно пофоткать :)

Link to comment
Share on other sites

Не подскажите, а обещанный проход прямо в вокзал из вестибюля сделали?

Link to comment
Share on other sites

Цветовая температура этих светильников действительно отличается от холодного света остальных светильников "Курской".

Но зато, подходя к станции из прямого перехода с АПЛ, сразу же замечаешь результаты реконструкции освещения - здесь стало намного светлее, чем в переходе.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...