Jump to content

KVentz
 Share

«Курская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 9+52.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Инженеры-конструкторы

Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Возведена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна. К 1995 добавлены две колонные секции. Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м.

Это вторая колонная станция глубокого заложения в Московском метро.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Пересадки

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии «Курская» (Арбатско-Покровская линия)
Станция «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Выход в город

  • На улицу Казакова, к площади Курского вокзала, в здание Курского вокзала.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
ОАО «Российские железные дороги» поезда дальнего следования.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, из которого имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Из южного торца станции в 1995 году был построен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Люблинско-Дмитровской линией.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части — центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон — олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

Центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна. В середине, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку».

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». Рельефные детали выполнены из золочёного металла. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца. В полную символическую концепцию входят и золочёные солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала, из которого начинается гранитная лестница перехода.

Подземный круглый аванзал отделан тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок», в которой скрыты светильники.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал (трапезную), в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами. По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Завершают декор зала «Советские музы» работы Николая Томского. Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Реконструкция вестибюля

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Награды

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Интересные факты

На металлических вставках на путевых стенах имеется надпись «Курская Большого кольца», так как в первоначальном проекте 1947 года, помимо современной Кольцевой линии, планировалось ещё и строительство малой кольцевой линии в рамках Бульварного кольца путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского радиусов.

На фасаде вестибюля укреплены две даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Фотогалерея

Переход

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1950 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (40 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
071
Пикет
ПК 9+52
Транспорт
МЦД
Курская
МЦД
Курская
РЖД
Курский вокзал

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments



Интересно, переход с Чкаловской на Курскую-кольцевую планировался только так, как был выстроен? С другой стороны, дополнительный выход на Курской тоже был нужен, что как раз осуществили при открытии первого участка Люблинской линии. И из-за этого дополнительного выхода стало невозможным соорудить межстанционный коридор по кратчайшей трассе, с примыканием к кольцевой станции в торце её центрального зала, противоположном старому выходу.

Link to comment
Share on other sites

Тем временем люстры в ЦЗ стали такими:

med_gallery_5561_417_135722.jpg

Link to comment
Share on other sites

fun

А что, станция была закрыта? :rolleyes:

Вот мне повезло: закрытой станцией пользовался :lol:

Link to comment
Share on other sites

Ну тогда и закрывали не станцию, а выход в город;)

Link to comment
Share on other sites

Только не станцию откроют, а выход в город.

Link to comment
Share on other sites

В мае откроют после реконструкции станцию московского метро "Курская"-кольцевая
В управлении столичного метрополитена сообщили, что в середине мая планируется открыть после реконструкции станцию московского метро "Курская"-кольцевая, сообщают "Вести-Москва".

Станция "Курская" Кольцевой линии закрылась на ремонт в начале июля 2008 года. Одновременно с заменой эскалаторов здесь обновили вестибюль со всеми коммуникациями, провели ремонт в служебных помещениях, в том числе в кассах и комнатах милиции, смонтировали новые турникеты, системы энергоснабжения, видеонаблюдения, пожаротушения, сантехническое оборудование.

Источник: Domex.
Link to comment
Share on other sites

Эх, как бы этот выход на Бегущем Городе пригодился бы...

Link to comment
Share on other sites

А тем временем работы продолжаются! На днях заметил, что расширяют будку ДСП на станции! Пока стоит обшита гофро листами, но начали делать какие-то направляющие. И судя по всему её будут отделывать гранитом, чтобы помещение имело лучший вид! Светильники в боковых залах после реставрации уже повесили, а вот в центральном пока нет.

В реконструируемый вестибюль завезли турникеты и поручень для эскалатора, судя по-всему монтаж заканчивается! В принципе, если верить информации открыть должны в середине мая, правда пока без верхнего наземного павильона. Ну что, осталось совсем немного ждать:)

Link to comment
Share on other sites

Это и дача должны быть роскошная, им под стать! В дощатом огородном домике они не смотрятся!:)))

 

 

Или их развандалили? И поэтому их не хотят восстанавливать - а, снова развандалят!.. Правда, из помещения милиции станционный зал просматривается.

Но, во-первых, оно стоит там лишь на время замены эскалатора. А во-вторых, милиция в метро бездельничает и надеяться на неё не стоит.

Link to comment
Share on other sites

Даёшь лампы в нишах!

Не забыли бы о них!

Скорее всего, они у кого-то на дачке стоят.

Link to comment
Share on other sites

"Нам бы схемку аль чертеж - мы б затеяли вертеж ©", в смысле, на Курском и так разветвлённая сеть проходов к метро, нет ли где того - как был сделан выход из метро до реконструкции вокзала?

Link to comment
Share on other sites

Даёшь лампы в нишах!

Не забыли бы о них!

Link to comment
Share on other sites

А почему тогда не сделать там вход?

 

А смысл делать еще один вход? Существующий вход в метро из здания вокзала в тот же самый зал до закрытия на ремонт прекрасно справлялся с пасспотоком, к тому же позволял эффективно, без пересекающхся потоков, перераспредлять пассажиров с вокзала на КолЛ и АПЛ.

Link to comment
Share on other sites

А почему тогда не сделать там вход?

Link to comment
Share on other sites

Цитата(dars-dm @ 18.4.2009, 19:32)

А что насчёт выхода к вокзалу из нижнего зала, который в 90-е был занят киоском, и который просто заложили в ходе реконструкции? Почему его не решили восстановить? Можно было бы распределить пассажиропоток к вокзалу по коридорам

 

Скорее всего из-за того что в самом здании вокзала куда должны были вывести эти проходы уже все застроено и перестроено!

Ну может еще из-за того что нужно было там все ремонтировать, ставить турникеты на вход или выход!

 

В самом здании вокзала в том месте, куда вел выход из нижнего зала, нет капитальных построек, и при желании его можно было бы открыть, но это вряд ли сделают - тукникеты на выход, которые там стояли раньше и которые придется поставить при открытии выхода, необходимо будет постоянно контролировать, так как толпы народа с вокзала, по незнанию или преднамеренно с целью попасть в метро бесплатно, будут ломиться в метро как раз через них, создавая ненужную толкотню. Вроде как именно по этой причине этот выход в свое время и закрыли...

Link to comment
Share on other sites

Ничего не меняют. Просто кусок пола выдрали, ибо занимаются отводом воды.

Link to comment
Share on other sites

Да, на станции начали замену пола, только не пойму, весь будут менять или частично! :idontno: К сожалению сфотографировать не смог! Но это хорошо видно , как спускаешься вниз по лестнице с перехода с радиальной! Меняют старые мраморные плиты пола на гранитные, при том этот новый участок очень сильно выделяется своим зеркальным блеском:) Зачем они это затеяли непонятно!

Кто в курсе, весь будут менять пол или только местами?

Link to comment
Share on other sites

А что насчёт выхода к вокзалу из нижнего зала, который в 90-е был занят киоском, и который просто заложили в ходе реконструкции? Почему его не решили восстановить? Можно было бы распределить пассажиропоток к вокзалу по коридорам

Скорее всего из-за того что в самом здании вокзала куда должны были вывести эти проходы уже все застроено и перестроено! :(

Ну может еще из-за того что нужно было там все ремонтировать, ставить турникеты на вход или выход! :idontno:

Link to comment
Share on other sites

А что насчёт выхода к вокзалу из нижнего зала, который в 90-е был занят киоском, и который просто заложили в ходе реконструкции? Почему его не решили восстановить? Можно было бы распределить пассажиропоток к вокзалу по коридорам

Link to comment
Share on other sites

Репортаж Руссоса:

http://russos.livejournal.com/552316.html

А вот фото "Выход к вокзалу?", это в вестибюле где? Этот кирпич был за металлическими воротами, который если выходить из вестибюля, были слева?

Это правда был еще один выход к вокзалу до его реконструкции в 70-х. гг. Сейчас он упирается в галерею ведущую к платформам.

По Курской еще вопрос, что стояло в ее торце до отрытия Чкаловской в 1995-м году. Также нету ли фотографий скульптуры Виссарионача в вестибюле до ее демонтажа?

Там была пустая стена с дверкой в хоз.помещения посередине.

Link to comment
Share on other sites

Репортаж Руссоса:

http://russos.livejournal.com/552316.html

А вот фото "Выход к вокзалу?", это в вестибюле где? Этот кирпич был за металлическими воротами, который если выходить из вестибюля, были слева?

 

Кстати, аптечный киоск снесли, ниша с когда-то статуей Сталина снова пустая. )

Edited by Серокой
Link to comment
Share on other sites

В центральном зале тоже сняли огромные круглые светильники

 

В центральном зале не только сняли светильники, но ещё и привели в порядок металлические декоративные полосы с орнаментами. Выглядят они теперь очень красиво.

 

tn_gallery_6024_279_281700.jpg

Link to comment
Share on other sites

Да, красиво! Спасибо за фотки :rolleyes:

Заметил кстати, что в части люстр стоит по 2 лампы в каждом рожке светильника, а в части только по 1 :idontno: Непонятно, с чем это связанно?! С 2-мя лампами светильники смотрятся законченными, а с одной как-то не очень, особенно когда лампы поставлены вразнобой, то с одной стороны, то с другой! надеюсь, что додумаются поставить недостающие.

В центральном зале тоже сняли огромные круглые светильники, которые тоже были в ужастном состоянии. интересно будет увидеть их после реставрации и какие там поставят лампы!

А работы по реконструкции наклонного хода идут полным ходом, каждый день вижу, как подвозят детали эскалатора и другие материалы, всё шумит, народу много! На наземном павильоне начали менять несущие конструкции крыши и покрывать новыми листами железа)) Будем надеятся, что успеют открыть в срок!

Link to comment
Share on other sites

Люстра с другого ракурса. Выглядит красиво.

tn_gallery_6024_279_130694.jpg

 

Видно, что металл блестит, очищенный при ремонте.

Edited by Aspir
Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...