«Парк культуры» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 73+26,8.
Оглавление
Разработчики проекта
Архитектор
И. Е. Рожин.
Архитекторы вестибюля
И. Е. Рожин, Е. М. Маркова.
Инженер-конструктор
Г. И. Кибардин.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.
Название
Названа по расположенному рядом ЦПКиО им. Горького.
Проект переименования
«Крымская» (1991).
Пересадки
![]() |
«Парк культуры» (Сокольническая линия) |
Переход на станцию «Парк культуры» Сокольнической линии осуществляется через совмещённый наземный вестибюль.
Выход в город
- На Зубовский бульвар и Крымскую площадь.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов, 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава и однопутная ССВ с Сокольнической линией. На 3-м станционном пути расположен пункт технического осмотра.
Художественное оформление
Внутри каждого пилона прорезана профилированная арка, разделяющая массивный «столб» на 4 квадратные опоры, на которые словно опирается свод. Пилоны покрыты серым с яркими прожилками мрамором «лопота», цоколи — тёмно-красным «салиэти» и лабрадоритом. Путевые стены отделаны мрамором «садахло» (наверху) и чёрным «габбро» (внизу).
Важную роль в оформлении станции играет плетёная гипсовая лента, разделяющая потолок и спускающаяся на карнизы пилонов. Архитектор вспоминал, что увидел рисунок такой «плетёнки» в одном польском костёле. Там он, вероятно, обрамлял арки крестового свода, а на станции «Парк культуры» просто наложен, словно сетка, на полуцилиндрическую основу свода. Центр больших секторов, выделенных орнаментом, отмечен гипсовой розой. На своде напротив каждого пролёта — классический ампирный светильник из белого стекла.
В арки, прорезанные в пилонах, вписаны 26 мраморных медальонов из белого мрамора с картинами отдыха трудящихся (скульптор И. А. Рабинович). Большинство представленных здесь развлечений были доступны в парке культуры: катание на коньках, теннис, танцы, художественная самодеятельность, авиамоделирование. 12 медальонов — парные, они повторяются в центральном и станционных залах, а два («Лыжник» и «Девочка со скрипкой») представлены только в станционных.
В торце декоративная балюстрада отделяет рельефный профиль Максима Горького и надпись «Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького». Пол выложен орнаментом повторяющихся квадратов, образованных лентами меандра из чёрного и серого гранита.
Современный наземный вестибюль — массивное трёхэтажное здание, которое было построено на месте старого вестибюля станции «Парк культуры» Сокольнической линии. Фасад вестибюля, обращённый на Садовое кольцо, перекликается с расположенными напротив провиантскими складами. Над выходом расположен большой прямоугольный лепной барельеф, композиция которого отчасти повторяет сюжеты медальонов станции (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь есть танцующие пары, гармонист, теннисист, велосипедист, мать с младенцем. К фасаду, обращённому на Комсомольский проспект, пристроен глубокий портал, опирающийся на очень высокие, широкие и тонкие пилоны.
Внутреннее пространство наземного вестибюля организовано как типичный для православия крестово-купольный храм. Квадратный центральный неф, с трёх сторон — прямоугольные «приделы», а с четвёртой — сводная «апсида». Вот только сориентирован вестибюль по сторонам света абсолютно не по-христиански. Апсидная часть (в ней находится не алтарь, а уходящий под землю эскалатор) обращена на запад. В восточном приделе — кассы и вход, в северном — выход в город и выход со станции «Парк культуры» Сокольнической линии, в южном — переход на неё. Центральный «неф» отделён от приделов 4 колоннадами. Колонны облицованы уникальным декоративным камнем с необычайно красивым, изысканным рисунком. Это мрамор из пуштулинского месторождения в Горном Алтае. Он сахарно-белый с красными, бурыми, до фиолетовых включениями.
Стены оформлены в основном светлым мрамором желтоватых, сероватых, бежевых и палевых тонов. Местами, в лестничных и эскалаторных камерах — красный, с белыми причудливыми включениями мрамор месторождения Шроша.
Потолки приделов плоские, а центральный зал венчает сферический купол. Это уменьшенная копия купола римского Пантеона, свод которого также украшен кессонами, уменьшающимися к центру. Единственное отличие — у Пантеона в центре свода окно, а в центре купола вестибюля станции «Парк культуры» — пентаграмма с наложенной на неё пятиконечной звездой. Развивают религиозную тему 4 лепных медальона в основании купола (скульптор Г. И. Мотовилов). На них автор в стилистике библейской истории об Адаме и Еве изобразил посетителей парка.
Вестибюль освещается тремя громадными подвесными люстрами в приделах, настенными бра в центральном зале и двумя торшерами по краям эскалаторного тоннеля. Пол вестибюля набран из плиток серого и красного гранита.
Реконструкция вестибюля
С 5 февраля 2011 года по 28 апреля 2012 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. Задержка открытия была связана с невыполнением своих обязательств со стороны поставщика эскалаторного оборудования.
Полностью реконструированы два эскалаторных наклона. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т (большой наклон) и Е25Т (переход на станцию «Парк культуры» Сокольнической линии) с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.
Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.
Полностью реконструирован наземный вестибюль станции: произведена замена гранитного покрытия пола, обновлена мраморная облицовка стен, бережно отреставрированы лепные медальоны в основании купола. При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.
Отреставрированы торшеры и настенные бра, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.
В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники.
На станции установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.
В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2009. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено.
Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.
В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.
Фотогалерея
Барельефы на пилонах
Вестибюль до реконструкции
Вестибюль после реконструкции
Ссылки

- Дата открытия
-
1 января 1950 года
28 апреля 2012 года — реконструкция - Дата закрытия
- 5 февраля 2011 года
- Классификация
- пересадочная
- Заложение
- глубокое (40 м)
- Тип станции
- пилонная трёхсводчатая
- Количество платформ
- 1
- Тип платформ(ы)
- островная
- Форма платформ(ы)
- прямая
- Код станции
- 076
- Пикет
- ПК 73+26,8
Кольцевая линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.