«Таганская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Расположена на ПК 27+63,4.
Оглавление
Разработчики проекта
Архитекторы
К. С. Рыжков, А. А. Медведев, при участии Л. Грипачевской.
Инженеры-конструкторы
Д. Дмитриев, Б. М. Прикот.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.
Расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона.
Название
Названа по одноимённым площади и улице.
Пересадки
![]() |
«Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия) |
![]() |
«Марксистская» (Калининская линия) |
В 1966 году в южном торце центрального зала был устроен переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии.
В 1979 году из центра станции были построены лестницы, ведущие на станцию «Марксистская» Калининской линии.
Выход в город
- На Таганскую площадь.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Техническая информация
Станция без путевого развития.
В 1950 году на станции впервые в Московском метрополитене была начата опытная эксплуатация малогабаритных поломоечных машин.
В 1967 году станция одной из первых была оборудована разменными автоматами.
В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель.
Художественное оформление
Пилоны центрального зала покрыты светлым прохоро-баландинским мрамором и украшены синими с позолотой барельефами из майолики, изображающими воинов Советской Армии (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бержитская, З. С. Соколова). Здесь изображены моряки, лётчики, пехотинцы, кавалеристы, танкисты, партизаны. Каждый барельеф повторяется дважды. На некоторых из них частично или полностью утрачены надписи. На пилонах в боковых залах расположены такие же барельефы, но с использованием белого фона вместо синего.
Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета в верхней части, в нижней — серым мрамором; на них выполнены названия станции из майолики. Пол выложен красным и серым гранитом. Для освещения применены люстры, украшенные голубой майоликой, каждая из которых включает 10 светильников.
В южном торце центрального зала до 1966 года размещалась скульптурная композиция «Сталин и молодёжь» (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин), впоследствии заменённая на панно тех же авторов с портретом В. И. Ленина, позолоченными гербом СССР и союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы.
Эскалаторный зал квадратной формы перекрыт крестовым сводом. Благодаря устройству выходных тамбуров в сторону боковых фасадов движение пассажиров полностью разделено. Залы вестибюля облицованы светлым мрамором «газган».
Стены промежуточного зала, разделяющего два последовательных эскалаторных наклона, облицованы мрамором «ороктой» сиреневого цвета; пилястры сделаны из белого мрамора. Росписью «Салют Победы» в центре купола выполнена художницей А. К. Ширяевой способом «аль фреско».
Реконструкция вестибюля
С 18 ноября 2005 года по 20 декабря 2006 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.
Полностью реконструированы 2 последовательных эскалаторных наклона, ведущих на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.
Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.
Внешний вид вестибюля в архитектурном плане остался без изменений, однако реставраторами проделана сложнейшая работа для придания ему первоначального вида. Обновлена гранитная отделка, в том числе полностью заменено напольное покрытие, восстановлена лепнина, украшающая вестибюль снаружи. Уникальный мрамор, которым облицованы стены вестибюля, остался прежним — добыть оригинальный материал уже не представлялось возможным. Однако, его поверхность подверглась специальной обработке и отличить его от нового практически невозможно.
В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники.
В вестибюле установлены современные реверсивные турникеты УТ-2005.
Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.
Интересные факты
Рядом со станцией расположен бункер — бывший запасной командный пункт дальней авиации (Объект-02, Объект № 20, ГО-42). С 2006 года в нём открыт Музей Холодной войны.
Тоннели комплекса связаны со станцией двумя ходками. Первый ходок использовался для снабжения объекта и ведёт в тоннель между станциями метро «Курская» и «Таганская», второй ведёт непосредственно в служебные помещения станции. При проектировании институт «Метрогипротранс» использовал чертёжные индексы «ЧЗ-572» и «ЧЗ-293», при этом в графе «сооружение» указывалось «Понизительная подстанция 1-го участка».
Первые посетители музея могли фотографировать через ходок проезжающие по перегону поезда, но впоследствии на выходах в метрополитен были установлены железобетонные перегородки. В некоторых местах бункера явно слышен шум от поездов поблизости.
Фотогалерея
Барельефы на пилонах
Вестибюль
Ссылки

- Дата открытия
- 1 января 1950 года
- Классификация
- пересадочная
- Заложение
- глубокое (53 м)
- Тип станции
- пилонная трёхсводчатая
- Количество платформ
- 1
- Тип платформ(ы)
- островная
- Форма платформ(ы)
- прямая
- Код станции
- 072
- Пикет
- ПК 27+63,4
Кольцевая линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.