Калужско-Рижская линия — шестая линия Московского метрополитена.
История
Линия проектировалась как два отдельных радиуса — Калужский и Рижский, от станций Кольцевой линии, без соединения в диаметры через центр города. Впоследствии это решение было изменено, и строительство центрального участка образовало Калужско-Рижскую линию. Линия была внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная подземная линия метро (сейчас она утратила первенство).
При сооружении Калужского радиуса был впервые применён так называемый «московский» метод, который заключается в строительстве станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей — без вскрытия поверхности земли, щитовой проходкой. Большая часть участка «Октябрьская» — «Ленинский проспект» сооружалась щитами под давлением сжатого воздуха, остальная — с глубинным водопонижением. Давление сжатого воздуха в кессоне достигало 2,3 атм. С целью снижения воздействия была впервые применена система разгружающих скважин, что позволило успешно выполнить работы в непосредственной близости от многоэтажных домов. На станции «Октябрьская» впервые применены усовершенствованные конструкции чугунной тюбинговой обделки.
В 1971 году впервые на Московском метрополитене был открыт комплекс совмещённых колонных станций глубокого заложения — «Площадь Ногина» («Китай-город»).
При сооружении станции «Китай-город», «Метрогипротранс» разработал усовершенствованную конструкцию колонной станции глубокого заложения, которая позволяет одновременно с монтажом обделки боковых тоннелей устанавливать и включать в работу колонны. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки при передаче её с разомкнутых колец и предотвращает их деформацию. Такой конструкционный тип колонной станции получил название «московская колонная станция».
См. также: Статья «Станции продлеваемого Рижского радиуса».
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
1 мая 1958 | «Проспект Мира» — «ВДНХ» | 4,5 | 4 |
13 октября 1962 | «Октябрьская» — «Новые Черёмушки» | 8,1 | 4 |
15 апреля 1964 | «Калужская» (в здании электродепо «Калужское») | 1,5 | 1 |
3 января 1971 | «Октябрьская» — «Китай-город» | 3,8 | 2 |
5 января 1972 | «Китай-город» — «Проспект Мира» | 2,9 | 2 |
12 августа 1974 | «Новые Черёмушки» — «Беляево» (станция «Калужская» в здании электродепо «Калужское» закрыта) | 3,8 | 2 |
29 сентября 1978 | «ВДНХ» — «Медведково» | 8,1 | 4 |
5 ноября 1980 | «Шаболовская» (на действующем перегоне) | 1 | |
6 ноября 1987 | «Беляево» — «Тёплый Стан» | 3,0 | 2 |
17 января 1990 | «Тёплый Стан» — «Новоясеневская» | 3,6 | 2 |
Итого: | 37,904 | 24 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-4 «Красная Пресня» (Рижский радиус) | 1958—1972 |
ТЧ-5 «Калужское» | 1962 — настоящее время |
ТЧ-10 «Свиблово» | 1978 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
4 | 1958—1972 |
6 | 1972—1980 |
7 | 1980—1987 |
8 | 1987 — настоящее время |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
Г | 1958—1982 |
Е, Еж/Еж1, Ем509/Ем508 | 1972—1996 |
81-717/714 | 1987 — 2023 |
81-717.5/714.5 | 1987 — 2023 |
81-717.5М/714.5М | 1993 — 2023 |
81-760/761 «Ока» | 7 декабря 2017 — 22 августа 2018, ноябрь 2021 — настоящее время |
81-760А/761А/763А «Ока» | январь 2018 — 22 августа 2018, ноябрь 2021 — июнь 2023 |
81-765/766/767 «Москва» | 14 мая 2018 — настоящее время |
81-765.3/766.3/767.3 «Москва» | октябрь 2018 — декабрь 2020, октябрь 2021 — настоящее время |
81-765.4/766.4/767.4 «Москва» | ноябрь 2021 — настоящее время |
81-775/776/777 «Москва 2020» | 1 декабря 2020 — 19 февраля 2023, 15 июня 2023 — настоящее время |
С конца 2017 года по август 2018 года на линии эксплуатировались составы из вагонов 81-760/761 «Ока». Вагоны поставлялись в Московский метрополитен в 2015—2016 гг. для работы на новых участках Солнцевской и Большой кольцевой линий, открытие которых задержалось на несколько лет. С января по август 2018 года на линии эксплуатировались два именных состава 81-760А/761А/763А «Ока». С мая началась эксплуатация составов из вагонов 81-765/766/767 «Москва».
В конце 2020 года началась эксплуатация вагонов 81-775/776/777 «Москва 2020» взамен передаваемых на БКЛ вагонов 81-765/766/767 «Москва» под открытие новых участков.
В октябре 2021 года мэром Москвы было принято принципиальное решение эксплуатировать на БКЛ составы, состоящие только из вагонов 81-775/776/777 «Москва 2020». В связи с этим в октябре-ноябре в депо «Свиблово» вернулись составы моделей 81-760/761 «Ока», 81-760А/761А/763А «Ока» и 81-765/766/767 «Москва». Началась эксплуатация последних в депо «Калужское».
В конце февраля 2023 года в связи с предстоящим открытием восточного участка Большой кольцевой линии и задержкой поставок новых вагонов все составы 81-775/776/777 «Москва 2020» и один 81-765/766/767 «Москва» переданы в депо «Нижегородское». Однако последующие поставки составов 81-775/776/777 «Москва 2020» в 2023 году полностью закрыли обновление парка Калужско-Рижской линии.
Именные поезда
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с внепоездным контролем скорости, автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС и сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Напольное оборудование — МАРС 1/5. Поездное оборудование:
- 81-717/714 — АРС (большая часть составов) и АРС-МП (работает в режиме 1/5);
- 81-717.5/714.5 — АРС (большая часть составов) и АРС-Днепр (работает в режиме 1/5);
- 81-717.5М/714.5М — АРС-Днепр (большая часть составов, работает в режиме 1/5) и АРС-МП (работает в режиме 1/5).
В конце 1980-х годов на участках «Медведково» — «Проспект Мира» и «Октябрьская» — «Новоясеневская» была проведена реконструкция светофоров для перевода линии на АЛС-АРС, как основное средство сигнализации: в часть светофоров полуавтоматического действия (которые должны остаться после перевода) были вставлены линзовые комплекты со светофильтрами синего цвета.
На линии установлены линзовые светофоры. В 2006 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ.
Канал радиосвязи — второй.
Фотогалерея станций линии
Ссылки
Темы
-
- 19 replies
- 8,913 views
-
Московский метрополитен Калужско-Рижская линия 1 2 3 4 29
By workweek, in 6. Калужско-Рижская линия (КРЛ)
- 713 replies
- 158,226 views
-
Большая Кольцевая линия Второй выход станции «Рижская» 1 2 3 4 6
By Loader, in Строительство и проекты Московского метрополитена
- Калужско-Рижская линия
- переходы
- (and 3 more)
- 140 replies
- 36,865 views
-
- 70 replies
- 23,257 views
-
- 55 replies
- 17,165 views
-
Калужско-Рижская линия Челобитьево (продление КРЛ в Мытищи) 1 2 3 4 71
By Петр, in Официальные проекты строительства Московского метрополитена
- 1,750 replies
- 562,762 views
-
- 57 replies
- 18,532 views
-
Калужско-Рижская линия «Шаболовская». Открыта новая станция Московского метрополитена (статья)
By KVentz, in 6. Калужско-Рижская линия (КРЛ)
- 1 reply
- 1,108 views
-
- 25 replies
- 11,536 views
-
- 80 replies
- 26,353 views
- Дата открытия первого участка
- 1 мая 1958 года
- Эксплуатационная длина линии
- 37,904 км
- Открытые участки
- нет
- Количество станций
- 24
- Время поездки по всей линии
- 57,5 мин.
- Скорость сообщения
- 39,5 км/ч
- Тип подвижного состава
-
81-760/761 «Ока»
81-765/766/767 «Москва»
81-765.3/766.3/767.3 «Москва»
81-765.4/766.4/767.4 «Москва 2019» - 81-775/776/777 «Москва 2020»
- Количество вагонов в поезде
- 8
- Электродепо
-
ТЧ-5 «Калужское»
ТЧ-10 «Свиблово»
Калужско-Рижская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.