«Китай-город» — совмещённая пересадочная станция Калужско-Рижской/Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена. Расположена на ПК 1+13.
Открыта 3 января 1971 года в составе участка «Октябрьская» — «Китай-город». Полностью вступила в строй 17 декабря 1975 года после открытия участка «Баррикадная» — «Китай-город».
Разработчики проекта
Архитекторы
- А. Ф. Стрелков (руководитель проекта).
- Л. В. Малашонок (восточный зал).
- Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский (западный зал).
- И. Г. Петухова, И. Г. Таранов (аванзалы).
Инженеры-конструкторы
Е. С. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семёнов.
Конструкция
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Комплекс из двух конструктивно независимых станций. Обделка — сборная чугунная. Центральный зал выполнен с обратным сводом. Проходы между колоннами образованы клинчатыми перемычками.
Название
Названа по одноимённому району.
Прежнее название
«Площадь Ногина» (до 5 ноября 1990 года).
Пересадки
![]() ![]() |
«Китай-город» (Калужско-Рижская/Таганско-Краснопресненская линии) |
В западный зал прибывают поезда, следующие в южном направлении — Таганско-Краснопресненской линии в сторону станции «Таганская» и Калужско-Рижской линии в сторону станции «Третьяковская».
В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении — Таганско-Краснопресненской линии в сторону станции «Кузнецкий Мост» и Калужско-Рижской линии в сторону станции «Тургеневская».
Выход в город
- По переходам на площадь Ильинские Ворота, Славянскую площадь, Солянский тупик и площадь Варварские Ворота.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 2 стрелочных перевода и пошёрстный съезд.
Управление стрелочными переводами и светофорами полуавтоматического действия осуществляется с поста централизации станции «Китай-город» Калужско-Рижской линии.
Художественное оформление
По форме колонн западный зал назван «кристаллом». Свод поддерживают два ряда гранёных колонн, облицованных желтоватым мрамором. Широкие чеканные карнизы из алюминия, анодированного под медь, протянувшиеся над колоннами по всей длине зала, скрывают светильники. Путевые стены покрыты белым коелгинским мрамором, цоколь — тёмным газганом. Пол выложен цветным газганским мрамором. Путевые стены украшены чеканными вставками с изображением серпа и молота, звезды и голубя мира (художники Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь, Дж. Я. Бодниек).
Десятигранные колонны восточного зала облицованы цветным газганским мрамором (по их форме проектировщики дали залу название «гармошка»). Путевые стены отделаны белым коелгинским мрамором. Пол выложен светло-серым янцевским и тёмно-серым жежелевским гранитом с геометрическим узором из узких полос чёрного габбро. Светильники размещены на своде станционного зала. На технологических дверях расположены панно с изображением горящего факела (художники Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь, Дж. Я. Бодниек).
В центре каждого зала имеется переход в другой зал. Переход также осуществляется через общие для двух залов вестибюли.
Южные торцы станционных залов соединяются с общим подземным вестибюлем. Северные торцы залов соединены лестницами с коридором, который соединён эскалаторами с подземным вестибюлем. В коридоре, который также служит и переходом между залами, установлен бюст В. П. Ногина (скульптор А. П. Шлыков).
Южный подземный вестибюль — большое прямоугольное помещение с низким потолком и четырьмя колоннами в средней части. Стены и колонны облицованы белым мрамором. В простенках между входными и выходными дверями — пилястры-полуколонны, закрытые сиреневым мраморированным известняком.
Северный вестибюль — обширное помещение с тремя прямыми и одной дугообразной стеной, которая дополняется до окружности плоским куполом, опирающимся на беломраморные колонны.
Интересные факты
Изначально станция планировалась как пересадочная со станцией «Ильинские Ворота» Арбатско-Покровской линии, однако последняя так и не была построена.
В подземном переходе южного вестибюля у выхода к улице Варварка сохранён фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни Китай-города.
Хотя станция называется «Китай-город», она расположена на территории Белого города.
Фотогалерея
Северный вестибюль
Южный вестибюль
Ссылки

- Дата открытия
- 3 января 1971 года
- Прежние названия
- Площадь Ногина
- Классификация
- совмещённая пересадочная
- Заложение
- глубокое (29 м)
- Тип станции
- колонная трёхсводчатая (оба зала)
- Количество платформ
- 2
- Тип платформ(ы)
- островные
- Форма платформ(ы)
- прямые
- Код станции
-
096 — восточный зал
117 — западный зал - Пикет
- ПК 1+13
Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
|
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.