Калининская линия (будущее название: Калининско-Солнцевская) — восьмая линия Московского метрополитена.
Оглавление
История и статистика
Калининская линия вступила в строй 30 декабря 1979 года. Её пуск был приурочен к Летним Олимпийским играм 1980 года в Москве.
Своё название линия получила от Калининского района Москвы, через который и была построена. Сегодня такого района уже не существует, однако название линии осталось неизменным.
В 1986 году Калининская линия «вошла» внутрь Кольцевой линии, образовав со станциями «Третьяковская» Калужско-Рижской и «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии 3-станционный пересадочный узел. При строительстве новой третьей станции со станцией «Третьяковская» Калужско-Рижской линии был образован совмещённый пересадочный узел, в котором поезда Калужско-Рижской линии, следующие в сторону станции «Октябрьская», стали прибывать в новый зал, а поезда Калининской линии в сторону станции «Марксистская» — наоборот, в старый.
Глубокие колонные станции «Марксистская» и «Авиамоторная» построены без нижних клинчатых перемычек. Тем самым была достигнута значительная экономия средств в строительстве за счёт отказа от дорогостоящих и сложных в монтаже фасонных тюбингов.
На колонной станции мелкого заложения «Новогиреево» увеличен шаг колонн со стандартных 6 до 7,5 м.
Для возможности прихода метрополитена в район Новокосино, расположенный полностью за пределами МКАД, прорабатывалось несколько вариантов строительства. Одним из них был проект лёгкого метро. Линия должна была протянуться от станции «Новогиреево» между Носовихинским шоссе и Суздальской улицей, в полосе отвода, первоначально оставленной для продления традиционного «тяжёлого» метро, и заканчиваться возле Николо-Архангельского кладбища. На перспективу предполагалось продление линии на юг через район Кожухово и соединение её с ещё одной линией лёгкого метро в районе Жулебино. Реализовать проект предполагалось в 2007 году. Однако данный проект, как и прочие проекты по строительству линий лёгкого метро, был отклонён. Было решено продлевать в Новокосино Калининскую линию, одноимённая станция открылась в 2012 году.
Калининско-Солнцевская линия
Ещё по советским планам линия должна была получить своё развитие на запад. В 70-х предполагалось её объединение с глубоким Арбатским радиусом с дальнейшим продлением в районы Раменки и Солнцево вдоль Мосфильмовской улицы и Мичуринского проспекта. При этом на участке «Александровский сад» — «Площадь Революции» должно было быть восстановлено пассажирское движение.
В 1985 году с появлением планов строительства четырёх хордовых линий и ММДЦ «Москва-Сити» линию планируется довести до станции, расположенной в центральном ядре ММДЦ. Однако из-за распада СССР и резкого ухудшения экономической обстановки в стране реализация планов хордовых линий откладывалась на отдалённую перспективу. В связи с отказом от Митино-Бутовской хорды Калининская линия предполагалась к продлению за станцию «Деловой центр» в районы Строгино и Митино, но также на отдалённую перспективу, после прихода туда Арбатско-Покровской линии. Для обслуживания ММДЦ было построено ответвление Филёвской линии как более экономный вариант транспортного обеспечения оного на ближайшее время.
Во второй половине нулевых в связи с окончательным отказом от строительства центрального участка Солнцево-Мытищинской хорды и появлением проекта первого участка Третьего пересадочного контура Калининскую линию предполагается продлить в районы Раменки и Солнцево по трассе бывшей хорды. Объединённая линия получила проектное название Калининско-Солнцевская.
Строительство Солнцевского радиуса началось в 2011 году. Планировалось, что в 2015 году вместе с участком до станции «Раменки» будет построен и центральный участок КСЛ «Третьяковская» — «Деловой центр», который и объединит два радиуса. Однако вопреки заключениям проектных институтов, экспертов и позициям Москомархитектуры и Московского метрополитена комплекс градостроительный политики Москвы отказался от строительства данного участка под предлогом высокой стоимости строительства.
В марте 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил об окончательном отказе от строительства соединения двух радиусов в центральной части города, объяснив своё решение следующим образом: «Эта связка намечалась в самом центре города, рытье там огромных котлованов на глубине с прокладкой коммуникаций может парализовать всю центральную часть города». Несмотря на это заявление, спустя год новый глава Стройкомплекса Москвы Андрей Бочкарёв заявил о намерении соединить две линии. Рассматривались варианты строительства участка с одной-двумя промежуточными станциями и даже без них, однако окончательное решение до сих пор не принято.
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
30 декабря 1979 | «Марксистская» — «Новогиреево» | 11,4 | 6 |
25 января 1986 | «Марксистская» — «Третьяковская» | 1,7 | 1 |
30 августа 2012 | «Новогиреево» — «Новокосино» | 3,2 | 1 |
Итого: | 16,265 | 8 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-12 «Новогиреево» | 1979 — март 1985, 1 февраля 1989 — настоящее время |
ТЧ-4 «Красная Пресня» | Март 1985 — 1 февраля 1989 |
С марта 1985 по 1 февраля 1989 года электродепо «Новогиреево» находилось в составе депо «Красная Пресня» в качестве оборотного.
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
6 | 1979—1992 |
7 | 1992 — июль 2009 |
8 | Июль 2009 — настоящее время |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
81-717/714 | 1979—2013 |
81-717.5М/714.5М | 2009—2011 |
81-717.6К/714.6К | 2009—2011 |
81-717.6/714.6 | 2009—2011 |
81-760/761 «Ока» | Апрель 2012 — настоящее время |
С апреля 2012 по апрель 2013 года велась замена вагонов 81-717/714 на 81-760/761 «Ока».
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.
Напольное оборудование:
- участок «Третьяковская» — «Новогиреево» — АРС-ДАУ;
- участок «Новогиреево» — «Новокосино» — АРС-Днепр.
Поездное оборудование:
- 81-717/714 — АРС-МП;
- 81-760/761 — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).
На станции «Новогиреево» происходит смена систем АЛС-АРС, поэтому остановка на ней обязательна. В режиме АЛС-АРС проезд станции без остановки невозможен.
Резервное средство сигнализации:
- участок «Третьяковская» — «Новогиреево» — трёхзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков;
- участок «Новогиреево» — «Новокосино» — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.
На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ. На участке «Новогиреево» — «Новокосино» светодиодные излучатели ИСМПЛ установлены изначально.
Канал радиосвязи — первый.
См. также: Техническо-распорядительные акты станций Калининской линии.
Фотогалерея станций линии
Ссылки
Темы
-
Калининско-Солнцевская линия Центральный участок «Третьяковская» — «Деловой центр» 1 2 3 4 87
By andreyby, in Официальные проекты строительства Московского метрополитена
- проекты
- Калининская линия
- (and 1 more)
- 2,153 replies
- 560,823 views
-
- 84 replies
- 27,402 views
-
- 70 replies
- 23,245 views
-
- 57 replies
- 20,963 views
-
- 228 replies
- 74,230 views
-
- 155 replies
- 52,221 views
-
- 26 replies
- 14,151 views
-
- 26 replies
- 13,244 views
-
Калининская линия Дорогомиловская
By KVentz, in Официальные проекты строительства Московского метрополитена
- 8 replies
- 6,652 views
-
Калининская линия Волхонка
By KVentz, in Официальные проекты строительства Московского метрополитена
- 0 replies
- 1,444 views
- Дата открытия первого участка
- 30 декабря 1979 года
- Эксплуатационная длина линии
- 16,265 км
- Открытые участки
- нет
- Количество станций
- 8
- Время поездки по всей линии
- 22 мин
- Скорость сообщения
- 44,2 км/ч
- Тип подвижного состава
- 81-760/761 «Ока»
- Количество вагонов в поезде
- 8
- Электродепо
- ТЧ-12 «Новогиреево»
Калининская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.