Солнцевская линия (проектное название: Калининско-Солнцевская) — линия Московского метрополитена.
Оглавление
История и статистика
Первая очередь Солнцевской линии включает в себя построенную в 2003 году станцию «Парк Победы», построенную в основных конструкциях в 2005 году и достроенную в 2013 году станцию «Деловой центр», а также перегон между ними.
Строительство первой очереди было разделено на 4 этапа:
- Достройка станции «Деловой центр» и строительство II пути с последующим челночным движением по нему 3-вагонного состава. Движение было открыто 31 января 2014 года.
- Строительство I пути, включая притоннельные сооружения и 2 камеры съездов со съездами: в оборотный тупик и с соединительной ветвью с Большой кольцевой линией. 27 февраля 2016 года движение челнока было перенесено на I путь, а II путь был закрыт на окончательные доделки.
- Завершение всех строительных работ в тоннеле II пути, включая строительство 2 аналогичных камер съездов со съездами, а также оборотного тупика. 16 марта 2017 года был повторно открыт II путь с одновременным упразднением челночного движения и продлением линии до станции «Раменки». При этом оборот поездов по станции «Деловой центр» стал осуществляться через построенный оборотный тупик с 3 сменами направления движения.
- Строительство соединительных ветвей с Большой кольцевой линией для организации совместного пассажирского движения. Оно началось с открытием первой очереди БКЛ 26 февраля 2018 года.
Вторая очередь линии включает в себя участок «Парк Победы» — «Раменки» с двумя промежуточными станциями, одну и которых — «Минскую» первоначально планировалось построить в объёме аварийного выхода из-за отсутствия жилой и общественной застройки вблизи. Однако с появлением планов строительства рядом нового остановочного пункта Киевского направления Московской железной дороги было принято решение построить полноценную станцию.
Третья очередь линии включает в себя участок «Раменки» — «Рассказовка», проходящий по районам Очаково-Матвеевское, Солнцево и Ново-Переделкино, а также по территории Новой Москвы. Её открытие состоялось 30 августа 2018 года.
С другой стороны линия должна была соединиться с Калининской посредством центрального участка глубокого заложения «Третьяковская» — «Деловой центр». Однако в 2014 году комплекс градостроительной политики Москвы отказался от его строительства из-за высокой стоимости и сложности. Поскольку без данного соединения линия имела бы всего 2 пересадочных узла, её дальнейшее продление на запад привело бы к перегрузке перегона «Киевская» — «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии в часы "пик". В целях максимального отвода пассажиропотока от вышеупомянутого перегона в 2015 году было принято решение временно объединить Солнцевскую линию с Большой кольцевой. Для этого были построены две однопутные соединительные ветви между станциями «Парк Победы» и «Шелепиха». Ещё одной причиной этого решения послужила неготовность оборотных устройств за станцией «Деловой центр», которые позволили бы обеспечить высокую частоту движения поездов на линии с её продлением в районы Солнцево и Новопеределкино.
С окончанием строительства Солнцевского радиуса до станции «Рассказовка» в августе 2018 года перегон «Киевская» — «Парк Победы» полностью исчерпал свою пропускную способность в часы "пик".
Совместная эксплуатация с Большой кольцевой линией
26 февраля 2018 года с открытием первого участка Большой кольцевой линии началась его совместная эксплуатация с Солнцевской линией. Два образованных маршрута «Деловой центр» — «Петровский парк» и «Петровский парк» — «Раменки» имели два отдельных названия и обозначались двумя разными цветами и номерами на схемах и указателях. Поезда начали курсировать в равном соотношении по обоим маршрутам с интервалом 3 минуты на общем участке.
При этом несколько днями ранее было закрыто пассажирское движение поездов до станции «Деловой центр» Солнцевской линии из-за вышеупомянутой неготовности оборотных устройств за станцией. Существовавшая до этого момента схема оборота в неправильном направлении с 3 сменами направления не смогла бы обеспечить вилочное движение поездов за станцией «Парк Победы» с небольшими интервалами.
С открытием участка «Раменки» — «Рассказовка» соотношение поездов, следующих до станции «Рассказовка» и «Деловой центр» БКЛ, изменилось на 3:1 с интервалом 2,5 минуты на общем участке. После открытия станции «Савёловская» — на 2:1 с интервалом 2 минуты на общем участке.
С 2014 по 2020 годы неспешно велось строительство участка от станции «Деловой центр» фактически до проектируемой станции «Дорогомиловская» с пошёрстным съездом в середине перегона для организации оборота составов по стандартной схеме, которая сможет обеспечить высокую частоту движения поездов на Солнцевской линии. 12 декабря 2020 года этот участок со съездом был открыт, и совместная эксплуатация Солнцевской и Большой кольцевой линий прекратилась. Данное решение было обусловлено дальнейшим развитием Большой кольцевой линией, которое не позволяло сохранить совместное функционирование двух линий из-за сложностей с диспетчеризацией движения поездов по более чем 2 маршрутам.
В начале сентября 2023 года линия была продлена за «Рассказовку» на 2 станции до аэропорта Внуково. Таким образом, эта воздушная гавань стала первой в России, получившей станцию метрополитена, а на линии появился наземный участок с метромостом через реку Ликова. Из-за отсутствия оборотных тупиков за станцией «Аэропорт Внуково» до неё следуют только две трети от всех поездов.
Что касается планировавшегося соединения Калининской и Солнцевской линий, то на сегодняшний день вероятность его реализации крайне низкая. В ближайшие несколько лет его финансирование в городском бюджете не предусмотрено.
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
31 января 2014 | «Деловой центр» — «Парк Победы» | 2,381 | 2 |
16 марта 2017 | «Парк Победы» — «Раменки» | 7,421 | 3 |
24 февраля 2018 | Станция «Деловой центр» временно закрыта для пассажиров | ||
26 февраля 2018 | «Парк Победы» — «Петровский парк» | 8,0 | 4 |
30 августа 2018 | «Раменки» — «Рассказовка» | 13,5 | 7 |
30 декабря 2018 | «Петровский парк» — «Савёловская» | 2,0 | 1 |
12 декабря 2020 | Станция «Деловой центр» открыта для пассажиров | ||
6 сентября 2023 | «Рассказовка» — «Аэропорт Внуково» | 5,1 | 2 |
Итого: | 28,3 | 14 |
Хронология строительства перегонных тоннелей
Перегон | Тоннель | ТПМК | Период проходки |
---|---|---|---|
«Дорогомиловская» — «Деловой центр» | Левый | Lovat RME-234SE 9100 «Полина» | 19 февраля 2019 — 19 марта 2020 |
Правый | Lovat RME-234SE 9200 «Ольга» | август 2019 — июль 2020 | |
«Деловой центр» — «Парк Победы» | Левый | Robbins EPB-2110-365 «София» | Декабрь 2012 — 31 октября 2013 |
Правый | Robbins «Виктория» | 24 апреля 2013 — 15 мая 2014 | |
ССВ с Большой кольцевой линией | Левый | LOVAT MP254-SE «Юлия» | 4 февраля 2016 — июль 2016 |
Правый | Robbins EPB-2110-365 «София» | Апрель 2016 — 20 июля 2016 | |
«Ломоносовский проспект» — «Парк Победы» | Левый | Herrenknecht S-747 «Наталия» | 8 февраля 2013 — октябрь 2014 |
Правый | Herrenknecht S-484 «Людмила» | 4 апреля 2013 — январь 2015 | |
«Раменки» — «Ломоносовский проспект» | Левый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 31 мая 2013 — 30 октября 2013 |
Правый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 17 декабря 2013 — 29 апреля 2014 | |
«Раменки» — «Мичуринский проспект» | Левый | Herrenknecht EPB 6250 «Наталия» | 6 сентября 2016 — 25 января 2017 |
Правый | Herrenknecht EPB 6250 «Наталия» | 17 февраля 2017 — 6 июня 2017 | |
«Озёрная» — «Мичуринский проспект» | Левый | Herrenknecht S-755 «Ольга» | 14 сентября 2015 — 21 июля 2016 |
Правый | Herrenknecht S-771 «Татьяна» | 28 июля 2015 — 11 мая 2016 | |
«Говорово» — «Озёрная» | Левый | Herrenknecht S-453 «Алана» | 29 сентября 2015 — 17 августа 2016 |
Правый | Herrenknecht S-791 «Виктория» | 28 апреля 2016 — 26 декабря 2016 | |
«Говорово» — «Солнцево» | Левый | Herrenknecht S-747 «Наталия» | 13 сентября 2016 — 11 апреля 2017 |
Правый | Herrenknecht S-484 «Людмила» | 26 сентября 2016 — 3 мая 2017 | |
ССВ в электродепо «Солнцево» | Левый | Lovat RME-234SE 9200 «Ольга», Hitachi | март 2015 — 11 октября 2018 |
Правый | Lovat RME-234SE 9100 «Полина» | февраль 2015 — 14 июля 2018 | |
«Боровское шоссе» — «Солнцево» | Левый | Herrenknecht S-755 «Арина» | 5 февраля 2015 — 2 августа 2015 |
Правый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 19 февраля 2015 — 19 июля 2015 | |
«Новопеределкино» — «Боровское шоссе» | Левый | Robbins EPB-2016-377-1 «Александра» | Август 2015 — июль 2016 |
Правый | Robbins EPB-207-328-2 «Ясмина» | Апрель 2016 — 29 ноября 2016 | |
«Рассказовка» — «Новопеределкино» | Левый | Herrenknecht EPB 6250 «Наталия» | Декабрь 2015 — 27 июля 2016 |
Правый | Herrenknecht EPB 6250 «Наталия» | 28 января 2015 — 5 ноября 2015 | |
«Пыхтино» — «Рассказовка» | Левый | Herrenknecht S-219 «Роза» | Март 2021 — 18 декабря 2021 |
Правый | Herrenknecht S-219 «Наталия» | 14 мая 2021 — февраль 2022 | |
«Пыхтино» — «Аэропорт Внуково» | Левый | Herrenknecht S-219 «Роза» | 17 января 2022 — 1 июня 2022 |
Правый | Herrenknecht S-219 «Наталия» | 6 апреля 2022 — 5 сентября 2022 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-3 «Измайлово» | Январь 2014 — сентябрь 2018 |
ТЧ-18 «Солнцево» | 30 августа 2018 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
3 («Русич») | Январь 2014 — 18 декабря 2016 |
7 | 28 декабря 2016 — 14 октября 2018 |
8 | 30 августа 2018 — настоящее время |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
81-740.1/741.1 «Русич» | 2014 — 18 декабря 2016 |
81-740.4/741.4 «Русич» | 31 января 2014 — 18 декабря 2016 |
81-760/761 «Ока» | 28 декабря 2016 — настоящее время |
81-760А/761А/763А «Ока» | ноябрь 2018 — декабрь 2020, июнь 2023 — настоящее время |
81-765.3/766.3/767.3 «Москва» | 30 декабря 2018 — декабрь 2020 |
81-765.4/766.4/767.4 «Москва 2019» | 2019 — декабрь 2020 |
81-765/766/767 «Москва» | ноябрь 2020 — декабрь 2020 |
Именные поезда
- «Музей Победы» (февраль 2019 года — декабрь 2020 года, июнь 2023 года — настоящее время)
- «80 лет Московскому метрополитену» (ноябрь 2018 — апрель 2019)
- Космический поезд;
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.
Фотогалерея станций линии
См. также
- Статья «Участок Солнцевской линии от станции „Парк Победы“ в район Солнцева»
-
Проект планировки участка «Раменки» — «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии
Ссылки
Темы
-
- 24 replies
- 8,965 views
-
Калининско-Солнцевская линия Центральный участок «Третьяковская» — «Деловой центр» 1 2 3 4 88
By andreyby, in Официальные проекты строительства Московского метрополитена
- проекты
- Калининская линия
- (and 1 more)
- 2,191 replies
- 568,659 views
-
- 113 replies
- 53,308 views
-
- 2,914 replies
- 573,295 views
-
- 86 replies
- 24,099 views
-
- 124 replies
- 16,132 views
-
- 25 replies
- 4,341 views
-
Выпрямление Солнцевской линии 1 2 3
By Max Matemaf, in Альтернативные предложения — строительство Московского метрополитена
- 67 replies
- 9,819 views
-
- 34 replies
- 11,751 views
-
Солнцевская линия Пыхтино 1 2 3 4 8
By Внуково-2017, in Архив раздела Строительство и проекты Московского метрополитена
- 188 replies
- 77,484 views

- Дата открытия первого участка
- 31 января 2014 года
- Эксплуатационная длина линии
- 28,28 км
- Открытые участки
- нет
- Количество станций
- 14
- Тип подвижного состава
- 81-760/761 «Ока»
- 81-760А/761А/763А «Ока»
- Количество вагонов в поезде
- 8
- Электродепо
- ТЧ-18 «Солнцево»
Блоги о Солнцевской линии
Солнцевская линия
|
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.