Серпуховско-Тимирязевская линия (устаревшее название: Серпуховская) — девятая линия Московского метрополитена.
Одна из самых длинных линий метро в мире, проходящих полностью под землёй. Общая длина пути, включая подземный участок Бутовской линии, являющийся продолжением главных путей Серпуховско-Тимирязевской, составляет свыше 44 км.
Оглавление
История и статистика
Серпуховско-Тимирязевская линия была заложена в Генеральный план развития Москвы 1971 года, по которому, в частности, предполагалось ответвление от Тимирязевского радиуса в направлении района Дегунино. Однако позже было принято решение не строить ответвление, а провести в районы Бескудниковский, Дегунино и Дмитровский отдельный Дмитровский радиус.
Строительство новой Серпуховско-Тимирязевской линии началось с Серпуховского радиуса. 8 ноября 1983 года открылся первый его участок от станции «Серпуховская» до станции «Южная» общей протяжённостью 13 км.
Переходный участок трассы с глубокого заложения на мелкое, в неустойчивых водоносных породах, успешно пройден способом контурного замораживания в сочетании с водопонижением. Работы в замороженных грунтах велись буровзрывным способом. Перегон между «Серпуховской» и «Тульской» пройден тоннельным отрядом № 6 в зоне размыва и с высокой концентрацией паров бензина от находившейся наверху автозаправочной станции. Бензин настолько пропитал грунт, что проникал и в тоннель, однажды вызвав пожар. Благодаря умелым действиям работников всех служб он был оперативно потушен. Но пострадала вентиляционная система. Её восстановили бурением дополнительных скважин. На том же перегоне препятствовал проходке и вынос плывуна.
Спустя два года, 6 ноября 1985, называвшаяся тогда просто Серпуховская линия выросла в южном направлении ещё на 1,1 км, и была открыта станция «Пражская». Уникальность её архитектурного оформления заключается в том, что оно было разработано чехословацкими инженерами. Появление такой станции явилось продолжением творческого сотрудничества наших и чехословацких специалистов. Одновременно со строительством «Пражской» в Москве, в самой Праге велись работы по сооружению станции «Московская», а на обеих строящихся станциях были сформированы интернациональные бригады.
Не прошло и трёх месяцев с последнего открытия, как столичные метростроевцы рапортовали о ещё двух готовых станциях. На этот раз уже в центре города. 23 января 1986 года был открыт центральный участок линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая». Теперь жители южных районов Москвы могли без пересадок доезжать до Кремля.
С пуском «Боровицкой» в Московском метрополитене образовался крупнейший пересадочный узел из четырёх станций.
В период с 1987 по 1988 год линия успела сначала дойти до «Чеховской», завершив под Пушкинской площадью трёхстанционный пересадочный комплекс, а затем прийти к Савёловскому вокзалу.
А 1 марта 1991 года был введён в строй первый участок Тимирязевского радиуса со станциями «Дмитровская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Владыкино» и «Отрадное».
На станции «Дмитровская» из-за сложной гидрогеологии (по другим данным — из-за нехватки средств и времени) не раскрыто по три прохода из боковых залов в центральный.
«Тимирязевская» — первая и единственная станция в столичном метрополитене, построенная по ленинградскому проекту (односводчатая глубокого заложения). Общая длина станционного комплекса составляет 282 м, при этом совмещённая тягово-понизительная подстанция и блок технических помещений располагаются под единым со станцией сводом.
Проект станционного комплекса «Петровско-Разумовской» представляет из себя 2 параллельные станции на Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линиях с организацией движения поездов по совмещённой схеме (по типу станции «Китай-город»). Для поездов, следующих по обеим линиям в центр, используется западный зал, для составов, идущих из центра, — восточный. С вводом в строй участка Тимирязевского радиуса от станции «Савёловская» до станции «Отрадное» для приёма пассажиров нового радиуса был построен западный зал станционного комплекса «Петровско-Разумовской», где поезда, следующие из центра, использовали будущий II путь Дмитровского радиуса на протяжении 25 лет. При продлении Люблинско-Дмитровской линии на север был достроен восточный зал. Переключение движения поездов Серпуховско-Тимирязевской линии в него состоялось 29 августа 2016 года.
Станция «Владыкино» построена под одноимённой станцией Малого кольца Московской железной дороги методом последовательной перекладки железнодорожных путей.
В 1992 году линия была продлена ещё на 2,6 км до станции «Бибирево», а в 1994 — на 2 км до конечной станции «Алтуфьево».
Во время проведения работ по обратной засыпке грунтом была повреждена гидроизоляция конструкций станции «Алтуфьево», результатом чего сейчас являются многочисленные следы течей на своде станции. Для их устранения требуется раскрытие конструкций и повторная их гидроизоляция.
Несколько лет затишья, в течение которых была даже написана песня со словами «От „Алтуфьево“ до „Пражской“ лишь на первый взгляд далеко», сменились новым строительством, но уже на противоположном конце линии. Встал вопрос об обеспечении скоростным транспортом нового жилого района Бутово, расположенного полностью за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги. Первоначально туда предполагалось построить линию скоростного трамвая от станции «Пражская». Однако в итоге было решено продлить в Бутово Серпуховско-Тимирязевскую линию. Строительство велось поэтапно. Сначала линия пришла на станцию «Улица Академика Янгеля», затем на «Аннино», и конечной точкой стала станция «Бульвар Дмитрия Донского» в самом центре Северного Бутова. Для обеспечения метрополитеном района Южное Бутово был разработан проект так называемого лёгкого метро. А станция «Бульвар Дмитрия Донского» стала пересадочной на него.
См. также: Статья «От „Савёловской“ до „Отрадного“».
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
8 ноября 1983 | «Серпуховская» — «Южная» | 13,0 | 8 |
6 ноября 1985 | «Южная» — «Пражская» | 1,1 | 1 |
23 января 1986 | «Серпуховская» — «Боровицкая» | 2,8 | 2 |
31 декабря 1987 | «Боровицкая» — «Чеховская» | 1,6 | 1 |
31 декабря 1988 | «Чеховская» — «Савёловская» | 4,2 | 3 |
1 марта 1991 | «Савёловская» — «Отрадное» | 8,5 | 5 |
31 декабря 1992 | «Отрадное» — «Бибирево» | 2,6 | 1 |
15 июля 1994 | «Бибирево» — «Алтуфьево» | 2,0 | 1 |
31 августа 2000 | «Пражская» — «Улица Академика Янгеля» | 2,0 | 1 |
12 декабря 2001 | «Улица Академика Янгеля» — «Аннино» | 1,4 | 1 |
26 декабря 2002 | «Аннино» — «Бульвар Дмитрия Донского» | 2,0 | 1 |
Итого: | 41,470 | 25 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-8 «Варшавское» | 1983 — настоящее время |
ТЧ-14 «Владыкино» | 1991 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
6 | 1983—1992 |
7 | 1992—2006 |
8 | 2004 — настоящее время |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
81-717/714 | 1983 — 13 марта 2015 |
81-717.5/714.5 | 1994 — 12 апреля 2015 |
81-717.5М/714.5М | 2003 — февраль 2015 |
81-760/761 «Ока» | 26 декабря 2012 — настоящее время |
81-760А/761А/763А «Ока» | 22 апреля 2015 — январь 2016, январь 2018 — февраль 2019 |
Именные поезда
- «Сочи 2014» (до ноября 2014 года)
- «70 лет Великой Победе» (до января 2016 года, август 2018 — февраль 2019)
- «80 лет Московскому метрополитену» (до января 2016 года, август 2018 — ноябрь 2018)
- «25 лет во имя жизни»
- «Космический поезд» (август 2018 — ноябрь 2018)
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование — ДАУ-АРС. Поездное оборудование — САУ «Витязь-М» (работает в режиме ДАУ-АРС).
Резервное средство сигнализации — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков (до 2001 года действовала трёхзначная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков).
На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ.
Канал радиосвязи — первый.
Фотогалерея станций линии
Ссылки
Темы
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Боровицкая 1 2
By kviten, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 39 replies
- 12,499 views
-
- 47 replies
- 13,996 views
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Тульская 1 2 3 4
By workweek, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 82 replies
- 21,780 views
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Отрадное 1 2
By workweek, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 41 replies
- 17,488 views
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Аннино 1 2 3 4 8
By АЛС-АРС, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 175 replies
- 59,517 views
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Алтуфьево 1 2 3
By workweek, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 52 replies
- 21,180 views
-
Московский метрополитен Серпуховско-Тимирязевская линия 1 2 3 4 39
By workweek, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 974 replies
- 194,823 views
-
Серпуховско-Тимирязевская линия Улица Академика Янгеля 1 2
By workweek, in 9. Серпуховско-Тимирязевская линия (СТЛ)
- 42 replies
- 15,602 views
-
- 3 replies
- 5,574 views
-
Увод СТЛ в ЗИЛ
By Max Matemaf, in Альтернативные предложения — строительство Московского метрополитена
- Серпуховско-Тимирязевская линия
- Троицкая линия
- (and 1 more)
- 7 replies
- 2,404 views

- Дата открытия первого участка
- 8 ноября 1983 года
- Эксплуатационная длина линии
- 41,470 км
- Открытые участки
- нет
- Количество станций
- 25
- Время поездки по всей линии
- 57 мин. 30 сек.
- Скорость сообщения
- 42,8 км/ч
- Тип подвижного состава
- 81-760/761 «Ока»
- Количество вагонов в поезде
- 8
- Электродепо
-
ТЧ-8 «Варшавское»
ТЧ-14 «Владыкино»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.